Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газпром»: рискованное падение добычи

«Газпром»: рискованное падение добычи

По новым данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство газа в России снизилось на 28%, до 40 млрд куб. м. Основное снижение пришлось на «Газпром». Добыча концерна в мае упала почти на 34,5% и составила 30,3 млрд куб. м. По сравнению с апрелем производство газа сократилось на 11,6%. В целом за пять месяцев добыча монополии снизилась к прошлогоднему уровню на 23,4%.

Основная причина падения добычи находится на поверхности – снижение спроса на газ из-за глобального экономического кризиса. Отсюда и снижение продаж газпромовского газа в Европе, на временный характер которого указывают представители российской газовой монополии.

Однако нельзя сбрасывать со счетов и иные возможные причины падения добычи, которые могут быть связаны с недостаточным инвестированием в ключевые добычные проекты, а также с недостаточно эффективным управлением действующими активами. Причем не только в upstream – в секторе продаж и дистрибуции также нельзя отрицать наличие сложностей. Ведь именно «Газпром» больше всех пострадал от снижения потребления газа в Европе, а его конкуренты – альтернативные поставщики газа в ЕС – смогли в основном удержать позиции. Значит, необходимо внимательно проанализировать обоснованность текущей линии на поддержание долгосрочных контрактов с европейцами (по крайней мере, в их нынешней юридической форме, не дающей возможности достаточно эффективно защищать сбыт газа в ЕС).

Во второй половине текущего года ситуация может немного выправиться. Цены на российский газ, двигающиеся с временным лагом к нефтяным котировкам, уменьшаться, и европейцы вновь будут готовы закупать топливо (хотя недостаточная гибкость российской стороны в вопросах скидок еще способна сыграть негативную роль). Здесь нельзя обольщаться – в долгосрочной перспективе взаимное недоверие «Газпрома» и европейцев еще скажется. Газовая монополия должна пройти по краю, избежав попадания в ловушку, когда падение доходов от продажи газа в Европе накладывается на необходимость капитальных вложений в добычный сегмент и необходимость тянуть сразу несколько мегапроектов, за осуществление которых «Газпром» взялся одновременно. Да и еще и не отказывается от них на фоне глобального экономического кризиса. Возможно, концерну в итоге придется или залезать в масштабные новые долги или активнее привлекать нерезидентов для работы в РФ.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики