Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина и США против Европы и России: в рамках «Северного потока-2» сошлось очень много интересов

Украина и США против Европы и России: в рамках «Северного потока-2» сошлось очень много интересов

Текущие усилия Украины и руководства компании «Нафтогаз» по лоббированию в Соединенных Штатах совместных действий против «Северного потока-2» имеют несущественный характер – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Заявление Коболева сделано на основании ложных посылок

Отметим, что глава «Нафтогаза» Андрей Коболев во время встречи с представителями Белого дома и Конгресса США призвал американцев оказать как можно большее давление на проект «Северный поток-2», поскольку реализация этого проекта противоречит интересам Украины и коллективного Запада.
 
Коболев утверждает, что «Северный поток-2» не только подорвет украинскую национальную экономику, но и якобы позволит России шантажировать государства Центральной и Восточной Европы. Также Коболев отметил, что это единственный фактор, который сегодня поддерживает стабильность в Донбассе.
По этой причине украинский чиновник считает, что блокирование «Северного потока-2» является общим интересом Соединенных Штатов и Украины, причем украинской стороне важно, чтобы США публично заявили о своем намерении не допустить увеличения энергетической зависимости Европы от России.
 
Другой вопрос, что, несмотря на пафос, это заявление Коболева не выдерживает критики, поскольку благодаря «Северному потоку-2» зависимость государств Европы от России не увеличится, хотя бы потому, что через этот проект на старый континент пойдут те объемы газа, которые сегодня поставляются через Украину.

Украина – это инструмент внешней политики США

Речь здесь идет только о снижении зависимости Европы от Украины. Ведь после окончания работ над «Северным потоком-2», у европейских потребителей будет выбор вариантов маршрутов поставки российского газа, где новому газопроводу на рыночных условиях, а не так, как сегодня, будет противостоять Украина.
 
Это очевидно всем, и по этой причине «Северный поток-2» сегодня продвигается достаточно хорошо, поэтому вся борьба США с этим проектом зиждется исключительно на американских национальных интересах. Во-первых, Вашингтон так продвигает свой СПГ на европейский рынок, а, во-вторых, вбивает палки в колеса, как России, так и Европе для того, чтобы поставки российского газа продолжали зависеть от Украины.
 
Украина на сегодня – это беспрекословный вассал США, который, к тому же, хочет на безвозмездных условиях передать им контроль над своей газотранспортной системой. Пока это американцам не выгодно, а вот в случае блокировки «Северного потока-2» данный вопрос может стать актуальным.
 
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что слова Коболева не повлияют на политику США.

Американцы не обращаются с Украиной как с союзником

«Украина является одним из инструментов, с помощью которых американцы ведут свою политику в энергетической сфере Европы. Цель данной линии США является прозрачной – это минимизация влияния России на европейском рынке, а также реализация глобальной стратегии американской внешней политики по сдерживанию Москвы и снижения общего уровня ее влияния на мировой арене», - констатирует Митрахович.
 
По словам Станислава Павловича, национальные интересы Украины американцами здесь не учитываются, поскольку этот вопрос в данной внешнеполитической линии США не является приоритетом.
 
«Соответственно, Украина в этом и во многих других вопросах воспринимается американцами, как младший партнер, который может совершать отвечающие национальным интересам США действия, как в отношении России, так и по всем остальным вопросам», - заключает Митрахович.
 
Все этот, как считает эксперт, говорит о том, что американцев не заботят национальные интересы Украины, в противном случае Вашингтон, наверняка бы, совершал здесь какие-то действия в поддержку Киева.
 
«Все разговоры про колоссальные американские гранты для Украины оказались блефом, причем дело здесь даже не дошло до многократно разрекламированного украинскими властями «плана Маршала», - резюмирует Митрахович.

«Северный поток-2» полностью отвечает интересам Евросоюза

На текущий момент вся помощь США Украине заключается в выдаче ей долгов, которые Киеву никто не простит и которые являются либо косвенной взяткой руководству этой страны, либо идут на рефинансирование внешнего долга, как дело обстоит с кредитами МВФ, где Вашингтон, как известно, играет первую скрипку.
 
«Так что, по вопросу газа и «Северного потока-2» украинцы сегодня пытаются сделать какие-то усилия, чтобы сохранить хоть в ограниченном виде свой газовый транзит», - констатирует Митрахович.
 
Впрочем, это совершенно не говорит о том, что это является задачей внешней политики США, поскольку в интересах последних значится ограничение уровня энергетического взаимодействия России и Европы, а не поддержка Украины.
 
Ведь этот тренд проводится США не просто так, а является следствием понимания того, что сотрудничество с Россией полностью отвечает европейским интересам. И здесь фактор Украины проявляется только потому, что газовый маршрут через эту страну сдерживает сегодня взаимодействие России и Европы.
 
«Украинский транзит не соответствует интересам Евросоюза, и именно из-за этого и появился «Северный поток-2», поэтому два шанса из трех, что он будут реализован на практике, несмотря на внешнее давление США и прочие сопутствующие обстоятельства», - заключает Митрахович.
 
Просто украинский транзит – ненадежен, хотя бы из-за того, что эта страна является нестабильной и не обладает средствами, чтобы гарантированно продолжать обеспечивать поставки газа в Евросоюз на приемлемых условиях.
 
«Например, Украина может внезапно повысить ставки на транзит, что она часто и делает, а, во-вторых, в украинскую газотранспортную систему нужно вкладывать деньги, что никто делать не будет, поэтому обходной газопровод, в любом случае, будет реализован», - резюмирует Митрахович.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 12.12.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики