Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубы «Северного потока-2» поставили «Газпром» перед историческим выбором

Трубы «Северного потока-2» поставили «Газпром» перед историческим выбором

Остановка компанией «Газпром» закупки труб для сухопутной части газопровода «Северный поток-2» является обычным техническим моментом – считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университете при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Газпром» решил снизить затраты на трубное оборудование

Напомним, что компания «Газпром» признала завышенной стоимость труб для Северо-Европейского газопровода, который является российской частью «Северного потока-2» и должен привести газ в порт Усть-Луга, из которого он по дну акватории Балтийского моря пойдет до территории Германии.
 
По этой причине «Газпром» расторг заключенные с подрядчиками весной прошлого года контракты на поставку труб, причем мотивацией к этому решению является изменение ценовой политики данной газовой компании в отношении закупки необходимого ей трубного оборудования большого диаметра.
Примечательно, что «Газпром» «денонсировал» здесь свое решение, которое было принято в апреле 2016 года, и это очевидно связано с тем, что у компании существует возможность закупить магистральные трубы значительно дешевле.
 
Ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что «Северный поток-2» отличается от первого «Северного потока» тем, что в этот проект включены западные инвесторы.

На «Северном потоке-2» и так висит много финансовых рисков

«Из-за того, что в «Северном поток-2» присутствуют иностранные инвесторы, они ведут очень сильный контроль над морской частью этого газотранспортного проекта. По этой причине, при реализации морской части «Северного потока-2» выход за установленный бюджет будет минимальным, что в России, судя по всему, решили распространить и на сухопутную часть данного проекта», - констатирует Юшков.
 
Ведь за всеми этими перипетиями, связанными с политической обстановкой вокруг «Северного потока-2», мы перестали обращать внимание на его финансовый компонент, который заключается в том, чтобы не потратить на реализацию проекта слишком много денег и выполнить работы, не выходя за утвержденный бюджет.
 
«Кстати говоря, на «Северном потоке-2» сегодня и так лежит угроза пересмотра бюджета морской части этого газопровода. Дело в том, что пока не ясно, даст ли Дания добро на прокладку маршрута, который она сама указала для «Северного потока-1», или все-таки здесь будет введен в действие недавно принятый датский закон, и по этой причине данный проект придется прокладывать другим путем», - резюмирует Юшков.
 
Напомним, что в Дании был принят закон, который позволяет запретить прокладку «Северного потока-2» через ее исключительную экономическую зону, но пока непонятно, будет ли Копенгаген вводить в действие свой нормативный акт задним числом или все-таки не будет мешать этому российскому проекту.

«Северный поток-2» и так грозит дополнительными расходами

В принципе, с точки зрения правового духа этот законопроект нельзя применить в отношении «Северного потока-2», но ввиду давления США и Еврокомиссии, Копенгаген оказался перед нелегким выбором – пойти на это ожидаемое нарушение закона или все-таки дать зеленый цвет российскому проекту.
 
«Американцы, очевидно, ждут здесь негативного решения от Дании согласно букве нового закона, которой был специально принят в этой стране для того, чтобы помешать реализации «Северного потока-2» и не дать прокладке его труб по датской акватории. В случае если это решение будет принято, это не означает крест на проекте, но его из-за этого придется менять, а это, значит, что потребуется намного больше времени и финансовых затрат на его практическую реализацию», - заключает Юшков.
 
Что касается решения «Газпрома» по отказу от закупки труб, то данная мера, как считает эксперт, явно была согласована этой компанией с высшим российским руководством и, в частности, с президентом РФ Владимиром Путиным.
 
«Все дело в том, что сегодня настал самый напряженный момент в истории «Газпрома», поскольку эта компания реализует одновременно сразу несколько больших газотранспортных строек – «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири», которая понесет газ в Китай», - констатирует Юшков.

«Газпрому» необходимо сегодня оптимизировать свои расходы

По словам Игоря Валерьевича, здесь еще надо вспомнить проекты, которые «Газпрому» придется начать уже в самом ближайшем будущем, а это такие дорогостоящие начинания, как «Балтийский СПГ» и СПГ-завод «Сахалин-3».
 
«Эти проекты «Газпрому», в любом случае, придется начинать, поскольку их приостановка приведет на практике к их закрытию, а этого наша страна допустить, естественно, не может», - резюмирует Юшков.
 
Например, это означает, что в контексте «Сахалина-3» придется разрабатывать «Киринское» и «Южно-Киринское» газовое месторождение, что потребует дополнительных инвестиций. И примерно также дела обстоят по всем другим направлениям текущей деятельности нашей главной газовой компании.
 
«Газпром», однозначно, не может отказаться ни от одного из этих проектов, из-за чего перед ним стоит задача распределения собственных ресурсов. Кроме того, эти гигантские вложение коррелирует со сравнительно низкими ценами на мировом рынке и, соответственно, не очень большой нормой прибыли, несмотря на рекордные объемы поставок российского газа в страны Евросоюза», - заключает Юшков.
 
Это обстоятельство и вызвало текущую линию правительства РФ и лично президента Путина, направленную на то, чтобы ведущие российские госкорпорации сокращали свои практические издержки, учитывая, что средства в федеральном бюджете сегодня ограничены.
 
«Это автоматически и вызвало данное решение «Газпрома» снизить свои затраты на магистральные газопроводы, что можно сделать в первую очередь за счет труб и непосредственного строительства газопроводов», - констатирует Юшков.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 21.12.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики