Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый вброс: в блокировке "Северного потока-2" США в Европе ставят на Eugal

Газовый вброс: в блокировке "Северного потока-2" США в Европе ставят на Eugal

Заявление главы МИД ФРГ Зигмара Габриэля о недопустимости политического вмешательства в проект "Северный поток-2" отражает желание Европы самой решать, у кого покупать газ, вне зависимости от США. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Противодействие "Северному потоку-2" в Европе составляют непосредственно сами американцы, так и их лоббисты в евробюрократии, а также сторонники в руководстве национальных государств – стран Прибалтики, Польше, Великобритании и других. Подыгрывают и определенные течения, к примеру "Партия зеленых" в Германии. Но поскольку бизнес ЕС и немецкие правящие круги поддерживают проект газопровода, шансы на его реализацию весьма велики.
 
Политические мотивы для попыток приостановить проект еще есть - хотя они могут и не сработать, но работе однозначно помешают. К примеру, будут попытки добиться решений о неполной загрузке сухопутного отвода от "Северного потока-2" Eugal, по аналогии с продолжающим "Северный поток" трубопроводом OPAL. Добиться, чтобы OPAL загружался на максимальную мощь, удалось только летом 2017-го. Это скажется на экономике нового газопровода, но, как показал опыт, это лишь временные проблемы", - отмечает специалист.
 
Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль резко раскритиковал планы США ввести против России новые санкции, которые могут коснуться европейских и российских фирм-участниц проекта "Северный поток-2". Он заявил о недопустимости о недопустимости политического вмешательства в проект газопровода - решение, у кого покупать газ, должны принимать в Европе фирмы с учетом надежности поставок и рыночных условий. И добавил: рассматривать поддержку Германией строительства газопровода как действия, направленного на повышение зависимости Европы от поставок российского газа – ошибка. И весь проект - бизнес, а не политика.
 
"Попытки любым способом помешать строительству "Северного потока-2" в Европе, безусловно, будут. Лобби США попытается распространить правила антимонопольного регулирования ЕС на подводную часть газопровода, но это сделать сложно – Еврокомиссия не может здесь действовать самостоятельно, без одобрения Совета ЕС. А в Евросовете сильны позиции Германии, потому вряд ли эти попытки будут успешными", - подчеркивает эксперт.

Мифы и "украинский вопрос"

Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что Европа нуждается в проекте "Северный поток-2" – выступая на саммите G20 летом 2017 года он рассказал, что вокруг проекта тиражируется "много всяких небылиц и споров". Однако трубопровод отражает интересы Германии, которая отказывается от ядерной энергетики, а также интересы европейской экономики в целом. Президент РФ отметил, что российское топливо имеет конкурентное преимущество по сравнению с газом из США из-за низкой себестоимости доставки.
 
Габриэль же в очередной раз попытался нивелировать культивируемый в ЕС тезис, что "Северный поток-2" строится "против Украины". По словам немецкого министра, газовые проекты РФ не идут в ущерб третьим странам. "Я неоднократно говорил российской стороне, что предпосылка "Северного потока-2" - это сохранение в действии газопровода в Европу через Украину. И в Москве это понимают", – сказал Габриэль.
 
"Украинский тезис – лишь очередной повод, выставляемый против проекта, его будут тиражировать, чтобы ввести конкретные виды блокировок в работе газопроводе. А что касается газового маршрута через Украину как такового – он остается после ввода в строй нового трубопровода, но прокачиваемые объемы станут постепенно снижаться после 2019 года, когда истечет срок действия нынешнего контракта.
 
На каком-то этапе объемы прокачки могут снизиться настолько, что содержание огромной газотранспортной и газораспределительной системы Украине станет не выгодно – придется перестраивать систему. Брюссель понимает, что это чревато для Украины убытками, вплоть до угрозы нынешней власти. Руководство ЕС активно способствовало в 2013-2014 годах тому, чем стала нынешняя Украина, и признавать свою ответственность еще и за газовые проблемы Брюсселю не хочется.
 
С другой стороны, в Европе прекрасно понимают: российский газ дешевле американского, а значит, "Северный поток-2" ЕС выгоден. Рост спроса на российский газ несомненен. Косвенным показателем позиции ЕС является низкая загруженность СПГ-терминалов в Европе – даже пропагандирующая отказ от российского топлива Польша сократила потребление в 2017 году лишь на 7%, понимая, что дорогой американский газ сделает продукцию промышленности страны неконкурентоспособной", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 11.01.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики