Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Новые вызовы для Nord Stream

Новые вызовы для Nord Stream

Министерство обороны Германии (бундерсвер) выступило против строительства газопровода Nord Stream по предполагаемой схеме прокладки трубы. Согласно сообщениям СМИ, озабоченность немецких военных связана с тем, что будущий газопровод может пройти неподалеку от морского полигона около острова Рюген, а данный полигон активно используется для военно-морских учений.

Одновременно появились сообщения о том, что министерства экологии стран, так или иначе имеющих отношение к будущему транзиту газа по Nord Stream (Польша, Эстония, Литва) обнародовали отрицательную оценку проекта. При этом Финляндия также после двух лет изучения проекта потребовала дополнительной информации.

Происходящие события показывают, что принципиальному и даже "любимому" проекту российской газовой экспортной стратегии успех до сих пор не гарантирован. Даже наличие в качестве ключевого партнера Германии (экономического лидера ЕС и крупнейшего экономического контрагента России в Европе) не снижает риски до приемлемого уровня. Не исключено, что претензии бундесвера действительно носят всего лишь характер остраслевого лоббизма - но это не отменяет значимости политического жеста. Ведь так или иначе Берлин демонстрирует Москве, что его возможности и даже желание быть "адвокатом и лоббистом" Путина в ЕС не безграничны.

Германия, при всем ее интересе к партнерству с РФ и к проекту Nord Stream в частности, не может и не хочет идти откровенно наперекор общеевропейскому мнению относительно России, а это мнение в последнее время носит весьма критический характер. Напомним, во время последнего саммита ЕС-РФ в Хабаровске сторонам едва удалось не разругаться публично. ЕС и РФ фундаментально не доверяют друг другу, поэтому даже от "друзей" в Европе Москва может рассчитывать лишь на тактическую и локальную поддержку. Причем последний сюжет с Германией показывает, что ее баланс между "пророссийской" позицией и "общеевропейской энергетической солидарностью" может сдвигаться в невыгодную для Москвы сторону по внутриполитическим причинам. А именно - из-за поражения относительно лояльных России немецких социал-демократов своим конкурентам-консерваторам, традиционно настроенным в пользу "атлантистских" идей.

Что же касается очередных претензий Польши и прочих "транзитеров" относительно Nord Stream, то они не новы. Спекуляции на вопросах экологии доказали свою эффективность, и сейчас они лишь просто активизированы. "Мессидж" противников газопровода прост: даже недавний Путина в Финляндию, его личное вмешательство не может снять проблем и ускорить одобрение всеми сторонами территориального плана прокладки "северного" газопровода. Ситуация де-факто весьма неприятна: все неудобные для России страны, вставляющие палки в колеса Nord Stream'у, на самом деле воспринимаются в ЕС как страны надежные, культурно близкие и демократические, с ними в целом вполне нормальные отношения, не сравнимые с уровнем отношений между ЕС и РФ. Поэтому в споре с этими странами симпатии политиков и общественного мнения ЕС по определению будут не в пользу РФ и "Газпрома".

Исходя из последних событий, нельзя также исключать появления дополнительных препятствий в реализации проекта "Северного потока" и с другой географической стороны - из-за позиции Белоруссии. Александр Лукашенко о Nord Stream отзывался предельно жестко. В настоящее время, после того как ЕС включил Белоруссию в программу "Восточного партнерства" и особенно на фоне разворачивающейся "молочной войны", борьба за Белоруссию вступает в новую стадию. Москва до сих пор исходит из острой необходимости по имиджевым причинам добиться признания Минском независимости Южной Осетии и Абхазии. В этих условиях отношение Лукашенко к Nord Stream может стать для него дополнительным мощным козырем в торге с Россией.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики