Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Urals благодаря Китаю выходит на биржу, но повлияет ли это на цены на нефть?

Urals благодаря Китаю выходит на биржу, но повлияет ли это на цены на нефть?

Китайские компании в этом году могут напрямую присоединиться к биржевым торгам российской нефтью марки Urals. Как сообщают "Известия", меморандум об этом был подписан Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей и Шанхайской нефтегазовой биржей. Популярный сорт российской нефти сможет стать эталонным в международной торговле. Стоит ли ждать от этого роста цен на нефть и каков в этой сделке интерес китайской стороны, Накануне.RU рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Вопрос: Могут ли торги на бирже сортом Urals повлиять на цены на российскую нефть?

Игорь Юшков: Биржевая торговля российской нефтью – это давняя мечта российского руководства. Это логично, потому что Россия является одним из крупнейших производителей и экспортёров нефти. При этом мы не имеем своего сорта, который торговался бы на бирже. Наши марки нефти "привязываются" к другим иностранным сортам.

Urals – основной сорт, который мы экспортируем в западном направлении, "привязывается" к Brent, который торгуется на бирже. Но при этом никакой нефти Brent, по сути, не существует. Одноимённое месторождение в Северном море и даже соседние месторождения, которые к нему, вроде бы, присоединили, были выработаны, платформы разобраны. Никакой добычи там не ведется. Эта нефть не существует физически, но при этом остаётся как торговый индикатор, в виде такого, можно сказать, лейбла.

И это довольно абсурдно, что наши сорта не торгуются, а Brent торгуется. Но так исторически сложилось и мы давно хотели вывести нашу биржу, но, с другой стороны – это исключительно статусная, имиджевая вещь, и от того, что Urals будет напрямую торговаться на бирже, его цена, во-первых, не вырастет и, во-вторых, Россия как поставщик данного сорта нефти, не сможет влиять на эту цену. Цена всё равно будет определяться рынком, и это важно понимать.

Вопрос: То есть, Urals экспортируется на западном направлении, но не в Китай?

Игорь Юшков: В Китай поставляется марка ВСТО – одноимённая с нефтепроводом. Она гораздо лучше по качеству, чем Urals – смесь нефти с западносибирских и поволжских месторождений. Западносибирские – хорошие, там мало серы, смешиваются с теми, что идут из Татарстана и Башкортостана, в которых серы очень много. И на выходе получается среднесернистая нефть. А когда она идёт с западносибирских месторождений по ВСТО – ничего не смешивается, и восточносибирская нефть высококачественная, и западносибирская. Получается, что и в Китай, и до конечной точки трубопровода в Находке доходит высококачественная низкосернистая нефть, и она торгуется выше, чем Urals. Сорт ВСТО торгуется сейчас с привязкой к нефти Омана, причём с премией.

Проект ВСТО оказался очень успешным в плане вывода высококачественной нефти. Причём с Дальнего Востока на китайских биржах могут торговаться не только ВСТО, но и сахалинская нефть, там у нас есть несколько сортов.

Вопрос: Почему тогда для торгов выбран именно сорт Urals?

Игорь Юшков: Urals – наш основной сорт и торговать им тоже логично. Здесь важный момент, что теоретически, хотя биржевая торговля – это торговля фьючерсами, она, как правило, не доходит до реализации, одним из её требований является то, чтобы ежегодно большие объёмы (более 30 млн т в год) поступали на свободный спотовый рынок. И ВСТО до этой планки не дотянул, потому что "Роснефть" заключала всё больше и больше долгосрочных контрактов с Китаем и на свободный рынок уже мало чего попадало. А марки Urals экспортируются гигантские объёмы, насколько помню, в 2017 г. вообще российской нефти ушло 256 млн т, то на Urals приходится примерно 200 млн. Это гигантские объёмы, и на свободный рынок они поступают. В плане требований по поставке объёмов именно на спотовые рынки – здесь мы выполняем по Urals, поэтому проще с него начать. Кроме того, он давно известен, представлен на рынке.

Вопрос: В чём может заключаться интерес КНР к торговле сортом нефти, который они не покупают физически?

Игорь Юшков: У Китая интерес немного другой – ему важно не то, какой будет сорт нефти – российский или какой-то другой, ему важно, чтобы, во-первых, торги переносились на Шанхайскую нефтегазовую биржу, и тем самым укреплялся её статус. Когда биржа ваша –тогда уже вы можете пытаться в какой-то степени манипулировать ценами, и владение инфраструктурой торговли важнее, чем вывод нефти в эталон. Московская и Санкт-Петербургская сырьевые биржи всё равно не являются центрами мировой торговли. Там идёт торговля в основном между российскими компаниями, но мы не влияем на глобальные цены. А китайцы хотят влиять на глобальную цену на нефть и поэтому развивают Шанхайскую нефтегазовую биржу.

Они говорят – мы дадим возможность, чтобы ваш Urals был эталонным сортом и торговался непосредственно на нашей бирже, но будьте добры, эти контракты давайте туда. И плюс к тому, Китай не просто хочет, чтобы этот сорт торговался на Шанхайской бирже, а торговался ещё и в национальной валюте, тем самым, повышая глобальный спрос на юани. Если трейдер хочет там торговать – он заходит, покупает у Центрального банка Китая юани, тем самым повышая спрос на юань. Его курс к доллару возрастает, тем самым происходит укрепление национальной экономики КНР. Идет более активное участие в мировой торговле за счёт создания у себя инфраструктуры этой торговли. Раньше они просто полностью пользовались европейской и американской инфраструктурой, а теперь претендуют на первичные роли ещё и в инфраструктуре торговой, и таким образом заводят туда разные товары. 

Источник: Накануне.Ru, 25.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики