Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От антироссийских санкций выигрывают китайцы

От антироссийских санкций выигрывают китайцы

Американского министра заподозрили в защите интересов лоббистов Поднебесной

Аналитики международного рейтингового агентства Fitch считают, что главные бонусы от американских антироссийских санкций получает Китай. Пекин может диктовать Москве свои условия кредитования или вхождения в стратегические российские проекты. Не исключено, что американские чиновники даже играют на руку китайцам, с которыми компании США ведут большой бизнес. Такая конспирологическая версия набирает популярность в Рунете.

Китай может получить выгоду от американских санкций против России, считают аналитики международного рейтингового агентства Fitch. Из-за того, что для находящихся под санкциями российских компаний закрылся доступ к длинным дешевым западным кредитам и увеличились опасения инвесторов, китайцы могут входить в нефтегазовые проекты на выгодных для себя условиях, сказал в интервью агентству Reuters Дмитрий Маринченко, директор отдела корпораций Fitch Ratings.

«История с санкциями значительно укрепляет переговорную позицию Китая. Если, например, говорить про «Арктик СПГ-2», то единственная сторона, которая с высокой степенью вероятности может и предоставить финансирование, и законтрактовать объемы – это Китай», – сказал Маринченко.

Речь идет о следующем проекте компании «Новатэк», которая начала в конце прошлого года отправку с Ямала сжиженного природного газа (СПГ) на экспорт. В финансировании строительства первого завода стоимостью 27 млрд долл. активное участие принимали китайские компании: CNPC принадлежит 20%, а фонду «Шелковый путь» 9,9%.

31 января акционер «Новатэка» Геннадий Тимченко (фигурирует в «кремлевском санкционном списке») сообщил, что компания ведет переговоры о вхождении французской Total в проект по строительству «Арктик СПГ-2» на базе Гыданских месторождений (в первом заводе у нее 20%). Глава «Новатэка» Леонид Михельсон (также фигурант списка) говорил, что рассчитывает на участие в строительстве нового завода и китайской CNPC, которая, по его словам, детально изучает эту возможность.

Маринченко уточнил, что КНР рассматривает и другие проекты: российскую «Силу Сибири-2», еще одну нитку газопровода из Средней Азии, а также проект «Аляска СПГ» в США, который наряду с антироссийскими санкциями со стороны Запада называют еще одним козырем в торговле с Москвой. Проект оценивается в 43 млрд долл., его мощность примерно 27,6 млрд куб. м – только немного уступает «Силе Сибири» (38 млрд куб. м).

«Кремлевский список», опубликованный на днях Минфином США, несет риск для конкретных персон, а не для их бизнеса, сказал Маринченко. При этом в условиях санкций возрастают шансы крупных компаний получить финансирование от государства, считает он.

Министр финансов США Стивен Мнучин подчеркнул в Конгрессе, что «кремлевский доклад» приведет к новым санкциям против России. Кстати, одна из конспирологических версий гласит, что нынешний глава американского минфина, так же как и его отец, связал свою карьеру с Goldman Sachs, и именно поэтому все действия Стивена Мнучина нужно рассматривать с точки зрения выгоды для Goldman Sachs. «После того как Трамп провел три ноябрьских дня в Пекине, Goldman Sachs и суверенный фонд КНР China Investment Corporation (CIC) заключили соглашение о сотрудничестве на 5 млрд долл., по которому Goldman Sachs поможет CIC вложить деньги так, чтобы не попасть под запрет Комитета по иностранным инвестициям в США (CFIUS), который уже отменил ряд транснациональных сделок с участием китайского бизнеса», – написали анонимные блогеры.

Китай подозревают в снимании пенок с санкций против других стран уже не первый раз. Когда Дональд Трамп озвучил свои претензии к соглашению по Ирану, сразу возникла версия, что при возвращении международных санкций Тегеран начнет экспортировать нефть по контрактам с использованием китайского юаня.

Опрошенные «НГ» эксперты не склонны подозревать Китай в нагревании рук на односторонних санкциях, тем более что Пекин критиковал тактику американских властей в отношении России, Ирана и Северной Кореи. Более того, некоторые считают, что санкции подстегивают взаимовыгодное сотрудничество.

«Китай для нас стал своеобразным монополистом, предлагая России некоторые технологии и инвестиции, которые нам негде больше взять (хотя на самом деле есть где – у нас самих, но это требует рывка в экономике). Вот этой монополии, которая касается многих промышленных отраслей, и касается его выгода», – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

«Поскольку санкции связаны в основном с государственным сектором экономики, именно здесь и могут активизироваться китайские компании. В первую очередь КНР интересен топливно-энергетический комплекс, например «Роснефть» провела переговоры с китайскими компаниями о совместной работе на шельфе, есть интерес к различным инфраструктурным проектам, китайскому бизнесу может быть интересен наш финансовый сектор как инструмент для вхождения в наиболее интересные российские проекты, – сказал «НГ» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Монкевич. – Вместе с тем говорить об исключительной выгоде КНР не стоит. Китай заинтересован в участии в российских проектах, а значит, и в их эффективности. Российские проекты в этом случае получат финансирование и крупный рынок сбыта. Выгода обоюдная».

«Западные санкции в отношении России катализируют развитие сотрудничества нашей страны с государствами АТР, – считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Также российский ТЭК –  в периметре интересов Индии, Южной Кореи, Японии и Индонезии. Но здесь акценты преимущественно на закупку  энергоносителей». 

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 02.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики