Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда и насколько может подешеветь бензин

Когда и насколько может подешеветь бензин

Ситуация с ценами на бензин и участие в их формировании Федеральной антимонопольной службы (ФАС) активно обсуждалась на этой неделе. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в пятницу заверил, что какие-либо предпосылки для роста цен на моторные топлива отсутствуют. По его словам, служба предпринимает все необходимые меры по недопущению негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов.

В четверг президент Владимир Путин сообщил, что считает, что в нынешней ситуации есть возможность для снижения цен на бензин. Он планирует обсудить этот вопрос с главой ФАС Игорем Артемьевым. Путин отметил, что нынешний уровень цен на бензин связан с ценами на нефть и уровнем акцизов. "Цена на первичный продукт держится достаточно высокой сейчас - под 70 долларов за баррель. Но главным образом не в этом дело, а в акцизах. Правительство повышает акцизы, доходы от которых должны идти и идут на ремонт и строительство дорог", - добавил он. 

Традиционно бензин и другие виды топлива дорожают весной, когда начинаются сельскохозяйственные работы. В январе министр сельского хозяйства Александр Ткачев попросил Минэнерго рассмотреть вопрос фиксации цен на топливо для аграриев, поскольку их рост может негативно сказаться на проведении посевных работ. В ответ Минэнерго предложило сельхозпроизводителям для снижения издержек переходить на газомоторное топливо, цена на которое ниже, чем цена на автомобильный бензин в 2,5 раза. Стоимость нефтепродуктов  не подлежит государственному регулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий, добавили в министерстве. 

ЦЕНЫ И ПОЛИТИКА

Опрошенные "Прайм" эксперты напоминают, что в начале этого года произошел очередной рост акцизов на бензин, который неминуемо должен сказаться на ценах. Однако в январе цены на автомобильный бензин в РФ практически не изменились, в отдельные недели рост на некоторые виды топлива составлял десятые доли процента. Не наблюдалось значительного роста и в оптовом звене.  

"В любом случае, политический маневр в предвыборный год возможен – мы не раз уже это наблюдали. У правительства и ФАС есть рычаги влияния на цены, возможны соглашения с компаниями-производителями", - полагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник

Он напомнил, что стоимость топлива в РФ имеет по меньшей мере несколько составляющих. Сами по себе мировые цены на нефть не влияют на ценообразование на топливном рынке прямолинейно. "Мы все помним, что в свое время нефть резко подешевела со 120 до 30 долларов за баррель, но тогда четырехкратного удешевления бензина не произошло. Это объяснили тем, что доля сырьевой составляющей в цене топлива минимальна, "львиная доля" приходится на налоги и акцизы, которые не снизились ", - отметил эксперт. 

А вот определенное обратное влияние присутствует. Сейчас нефтяной рынок находится в состоянии коррекции, сырье дорожает. Чем дороже нефть, тем выгоднее отправлять ее на экспорт, нежели перерабатывать в России, ведь цены на бензин растут далеко не такими темпами. "Если на экспорт уходит меньше нефти/топлива, то больше остается внутри России для переработки/продажи. Конечно, уровень акцизов и состояние спроса/предложения также влияют на цены, но это уже второстепенные факторы. Исключение могут составить ситуации резкого снижения производства топлива, как, например, во время закрытия Московского НПЗ на ремонт", - рассуждает аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева. 

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ ИНФЛЯЦИЮ

При этом власти, традиционно пытавшиеся сдержать цены на бензин в рамках инфляции, в 2017 году не сумели этого сделать. По данным Росстата, цены производителей РФ на автомобильный бензин в 2017 году увеличились на 14,4% по сравнению с 2016 годом. Для сравнения, инфляция по итогам прошлого года составила 2,5%. Таким образом, цены производителей на бензин росли почти в шесть раз быстрее инфляции. При этом в 2016 году по сравнению с предыдущим годом увеличение цен производителей составило 5,6% при инфляции в 5,4%. Цены производителей на дизельное топливо в 2017 году выросли на 16,2% против 0,2% в 2016 году.  

Принципиально можно снизить цену на топливо несколькими способами: уменьшить акцизы в абсолютном выражении и снизить долю акциза в цене, производить больше топлива, а также развивать конкуренцию, давая жить не-ВИНКам, полагает Лукичева. Кроме того, ФАС может ограничить долю маржи нефтяных компаний, которую те закладывают в цену топлива на своих АЗС. Но это будет уже нерыночным методом, указывает она.

Но все это требует времени и системного подхода. Без этого вероятно лишь незначительное снижение стоимости бензина на короткий срок в первом полугодии. Затем очередной ожидаемый летом рост акцизов и возможные перемены на нефтяном рынке приведут к новому витку удорожания, полагают эксперты. 

По итогам 2018 года есть все шансы ожидать продолжения роста цен на горючее, хотя, с учетом того, что ЦБ прогнозирует по итогам года возврат инфляции к целевому ориентиру в 4%, возможностей для маневра будет больше, чем год назад. Однако предположить, удастся ли на сей раз удержаться в рамках инфляции, эксперты пока затрудняются.  

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 02.02.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики