Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда и насколько может подешеветь бензин

Когда и насколько может подешеветь бензин

Ситуация с ценами на бензин и участие в их формировании Федеральной антимонопольной службы (ФАС) активно обсуждалась на этой неделе. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в пятницу заверил, что какие-либо предпосылки для роста цен на моторные топлива отсутствуют. По его словам, служба предпринимает все необходимые меры по недопущению негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов.

В четверг президент Владимир Путин сообщил, что считает, что в нынешней ситуации есть возможность для снижения цен на бензин. Он планирует обсудить этот вопрос с главой ФАС Игорем Артемьевым. Путин отметил, что нынешний уровень цен на бензин связан с ценами на нефть и уровнем акцизов. "Цена на первичный продукт держится достаточно высокой сейчас - под 70 долларов за баррель. Но главным образом не в этом дело, а в акцизах. Правительство повышает акцизы, доходы от которых должны идти и идут на ремонт и строительство дорог", - добавил он. 

Традиционно бензин и другие виды топлива дорожают весной, когда начинаются сельскохозяйственные работы. В январе министр сельского хозяйства Александр Ткачев попросил Минэнерго рассмотреть вопрос фиксации цен на топливо для аграриев, поскольку их рост может негативно сказаться на проведении посевных работ. В ответ Минэнерго предложило сельхозпроизводителям для снижения издержек переходить на газомоторное топливо, цена на которое ниже, чем цена на автомобильный бензин в 2,5 раза. Стоимость нефтепродуктов  не подлежит государственному регулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий, добавили в министерстве. 

ЦЕНЫ И ПОЛИТИКА

Опрошенные "Прайм" эксперты напоминают, что в начале этого года произошел очередной рост акцизов на бензин, который неминуемо должен сказаться на ценах. Однако в январе цены на автомобильный бензин в РФ практически не изменились, в отдельные недели рост на некоторые виды топлива составлял десятые доли процента. Не наблюдалось значительного роста и в оптовом звене.  

"В любом случае, политический маневр в предвыборный год возможен – мы не раз уже это наблюдали. У правительства и ФАС есть рычаги влияния на цены, возможны соглашения с компаниями-производителями", - полагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник

Он напомнил, что стоимость топлива в РФ имеет по меньшей мере несколько составляющих. Сами по себе мировые цены на нефть не влияют на ценообразование на топливном рынке прямолинейно. "Мы все помним, что в свое время нефть резко подешевела со 120 до 30 долларов за баррель, но тогда четырехкратного удешевления бензина не произошло. Это объяснили тем, что доля сырьевой составляющей в цене топлива минимальна, "львиная доля" приходится на налоги и акцизы, которые не снизились ", - отметил эксперт. 

А вот определенное обратное влияние присутствует. Сейчас нефтяной рынок находится в состоянии коррекции, сырье дорожает. Чем дороже нефть, тем выгоднее отправлять ее на экспорт, нежели перерабатывать в России, ведь цены на бензин растут далеко не такими темпами. "Если на экспорт уходит меньше нефти/топлива, то больше остается внутри России для переработки/продажи. Конечно, уровень акцизов и состояние спроса/предложения также влияют на цены, но это уже второстепенные факторы. Исключение могут составить ситуации резкого снижения производства топлива, как, например, во время закрытия Московского НПЗ на ремонт", - рассуждает аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева. 

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ ИНФЛЯЦИЮ

При этом власти, традиционно пытавшиеся сдержать цены на бензин в рамках инфляции, в 2017 году не сумели этого сделать. По данным Росстата, цены производителей РФ на автомобильный бензин в 2017 году увеличились на 14,4% по сравнению с 2016 годом. Для сравнения, инфляция по итогам прошлого года составила 2,5%. Таким образом, цены производителей на бензин росли почти в шесть раз быстрее инфляции. При этом в 2016 году по сравнению с предыдущим годом увеличение цен производителей составило 5,6% при инфляции в 5,4%. Цены производителей на дизельное топливо в 2017 году выросли на 16,2% против 0,2% в 2016 году.  

Принципиально можно снизить цену на топливо несколькими способами: уменьшить акцизы в абсолютном выражении и снизить долю акциза в цене, производить больше топлива, а также развивать конкуренцию, давая жить не-ВИНКам, полагает Лукичева. Кроме того, ФАС может ограничить долю маржи нефтяных компаний, которую те закладывают в цену топлива на своих АЗС. Но это будет уже нерыночным методом, указывает она.

Но все это требует времени и системного подхода. Без этого вероятно лишь незначительное снижение стоимости бензина на короткий срок в первом полугодии. Затем очередной ожидаемый летом рост акцизов и возможные перемены на нефтяном рынке приведут к новому витку удорожания, полагают эксперты. 

По итогам 2018 года есть все шансы ожидать продолжения роста цен на горючее, хотя, с учетом того, что ЦБ прогнозирует по итогам года возврат инфляции к целевому ориентиру в 4%, возможностей для маневра будет больше, чем год назад. Однако предположить, удастся ли на сей раз удержаться в рамках инфляции, эксперты пока затрудняются.  

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 02.02.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики