|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ЕС готовится выработать позицию по украинской проблематике ЕС готовится выработать позицию по украинской проблематикеЕвросоюз на саммите в Брюсселе вчера рассматривал возможные действия на случай перебоев с поставками российского газа в Европу. Пока обсуждались только технические вопросы относительно текущего состояния дел в российско-украинских газовых отношениях, однако уже в самое ближайшее время ЕС должен определиться относительно своей позиции по существу. До сих пор европейцы несколько раз подряд принимали решение «не принимать решений» по Украине. В разгар январского кризиса они направляли в Москву и Киев эмиссаров, которые должны были сыграть роль экспертов-посредников, способствующих разрешению споров «Газпрома» и «Нафтогаза». На самом деле никакой конкретной помощи упомянутые посредники не оказали, не сумев ни склонить Россию немедленно включить газ, ни уговорить Киев начать путь к созданию газотранспортного консорциума для управления украинской ГТС. Европейцам не удалось даже собрать те данные по несанкционированному сомнительному отъему газа украинской стороной, с которыми бы последняя согласилась. На этот раз европейцы также направляли своих экспертов и политиков второго эшелона в Киев и Москву, но те опять же не смогли ничего сделать. Собственно, у них и не было никакой конкретной цели – европейцев вполне устраивала линия уклонения от предметного участия в содействии разрешению российско-украинского спора. Позиция Брюсселя проста – раз у «Газпрома» контракты на поставку газа до границы с европейскими странами, то и проблемы с транзитером (Украиной) – это прежде всего проблемы именно российской газовой монополии, которая и должна их решать при минимальном содействии со стороны ЕС. Однако критическое преддефолтное положение дел в украинской экономике может все-таки вынудить ЕС активнее вмешаться в сложившуюся ситуацию. Если Украина не закачает в свои ПГХ достаточно газа (на сумму около 4 млрд долларов), то даже чисто по техническим причинам доставить нужный объем российского «голубого топлива» в ЕС предстоящей зимой будет невозможно. Уже озвученные ЕС меры вроде централизованной координации распределения газа внутри стран Союза – это меры правильные. Они помогут европейцам кооперироваться и избежать ситуации, когда у каких-то стран ЕС газа зимой было вполне достаточно за счет запасов и более грамотной системы национального потребления «голубого топлива», а какие-то страны замерзали. Почти наверняка логика общеевропейских экономических интересов поможет в значительной степени смягчить последствия национальных эгоизмов, и на этот раз в случае новой «газовой войны» Восточная Европа получит серьезную помощь от «старожилов ЕС». Но подобные меры недостаточны, они не решают главной проблемы – где взять нужный в зимнее время года объем газа «на входе» в ЕС, если Украина вновь сорвет транзит. Европейцам придется в конце концов содержательно ответить на предложения Владимира Путина и заявить о своей готовности или неготовности давать кредит Украине или оплачивать закачку требуемого ЕС газа в украинские ПГХ. Если денег не дать – есть риски снова столкнуться на практике с дефицитом газа (хотя ЕС может надеется, что «Газпром» не станет на этот раз снова рисковать репутацией и перекрывать вентиль, тем более на фоне нового конфликта с еще одним газовым транзитером – Белоруссией). Если денег дать – то появляются другие риски, которые также необходимо учитывать. У Украины даже после получения внешнего финансирования может не хватить денег для того, чтобы расплатиться с «Газпромом», и тогда она в очередной раз начнет «несанкционированный отбор». Только на этот раз в ПГХ будет храниться не «газ со спорным статусом», а как раз однозначно европейский газ, на закачку которого в хранилища ЕС и давал Киеву денег. Европейцам вряд ли это понравится. А чтобы исключить подобные риски, выдачу кредита или финансовой помощи «Нафтогазу» европейцам нужно обусловить получением в той или иной форме контроля над ГТС Украины. Например, в форме организации международного газотранспортного консорциума, который бы получил права управления, аренды или даже собственности на ГТС (это вариант, кстати, предлагала и Россия). Но кто из украинских политиков рискнет во время предвыборной кампании отдать «национальное достояние» (ГТС) любым иностранцам? Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|