Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ЕС готовится выработать позицию по украинской проблематике

ЕС готовится выработать позицию по украинской проблематике

Евросоюз на саммите в Брюсселе вчера рассматривал возможные действия на случай перебоев с поставками российского газа в Европу. Пока обсуждались только технические вопросы относительно текущего состояния дел в российско-украинских газовых отношениях, однако уже в самое ближайшее время ЕС должен определиться относительно своей позиции по существу.

До сих пор европейцы несколько раз подряд принимали решение «не принимать решений» по Украине. В разгар январского кризиса они направляли в Москву и Киев эмиссаров, которые должны были сыграть роль экспертов-посредников, способствующих разрешению споров «Газпрома» и «Нафтогаза». На самом деле никакой конкретной помощи упомянутые посредники не оказали, не сумев ни склонить Россию немедленно включить газ, ни уговорить Киев начать путь к созданию газотранспортного консорциума для управления украинской ГТС. Европейцам не удалось даже собрать те данные по несанкционированному сомнительному отъему газа украинской стороной, с которыми бы последняя согласилась.

На этот раз европейцы также направляли своих экспертов и политиков второго эшелона в Киев и Москву, но те опять же не смогли ничего сделать. Собственно, у них и не было никакой конкретной цели – европейцев вполне устраивала линия уклонения от предметного участия в содействии разрешению российско-украинского спора. Позиция Брюсселя проста – раз у «Газпрома» контракты на поставку газа до границы с европейскими странами, то и проблемы с транзитером (Украиной) – это прежде всего проблемы именно российской газовой монополии, которая и должна их решать при минимальном содействии со стороны ЕС.

Однако критическое преддефолтное положение дел в украинской экономике может все-таки вынудить ЕС активнее вмешаться в сложившуюся ситуацию. Если Украина не закачает в свои ПГХ достаточно газа (на сумму около 4 млрд долларов), то даже чисто по техническим причинам доставить нужный объем российского «голубого топлива» в ЕС предстоящей зимой будет невозможно.

Уже озвученные ЕС меры вроде централизованной координации распределения газа внутри стран Союза – это меры правильные. Они помогут европейцам кооперироваться и избежать ситуации, когда у каких-то стран ЕС газа зимой было вполне достаточно за счет запасов и более грамотной системы национального потребления «голубого топлива», а какие-то страны замерзали. Почти наверняка логика общеевропейских экономических интересов поможет в значительной степени смягчить последствия национальных эгоизмов, и на этот раз в случае новой «газовой войны» Восточная Европа получит серьезную помощь от «старожилов ЕС».

Но подобные меры недостаточны, они не решают главной проблемы – где взять нужный в зимнее время года объем газа «на входе» в ЕС, если Украина вновь сорвет транзит. Европейцам придется в конце концов содержательно ответить на предложения Владимира Путина и заявить о своей готовности или неготовности давать кредит Украине или оплачивать закачку требуемого ЕС газа в украинские ПГХ.

Если денег не дать – есть риски снова столкнуться на практике с дефицитом газа (хотя ЕС может надеется, что «Газпром» не станет на этот раз снова рисковать репутацией и перекрывать вентиль, тем более на фоне нового конфликта с еще одним газовым транзитером – Белоруссией).

Если денег дать – то появляются другие риски, которые также необходимо учитывать. У Украины даже после получения внешнего финансирования может не хватить денег для того, чтобы расплатиться с «Газпромом», и тогда она в очередной раз начнет «несанкционированный отбор». Только на этот раз в ПГХ будет храниться не «газ со спорным статусом», а как раз однозначно европейский газ, на закачку которого в хранилища ЕС и давал Киеву денег. Европейцам вряд ли это понравится. А чтобы исключить подобные риски, выдачу кредита или финансовой помощи «Нафтогазу» европейцам нужно обусловить получением в той или иной форме контроля над ГТС Украины. Например, в форме организации международного газотранспортного консорциума, который бы получил права управления, аренды или даже собственности на ГТС (это вариант, кстати, предлагала и Россия). Но кто из украинских политиков рискнет во время предвыборной кампании отдать «национальное достояние» (ГТС) любым иностранцам?

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики