Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будет ли Латвия покупать электроэнергию с Белорусской АЭС?

Будет ли Латвия покупать электроэнергию с Белорусской АЭС?

«Евразия.Эксперт» продолжает изучать рынки электроэнергии в приграничных странах, куда Беларусь потенциально могла бы поставлять электроэнергию со строящейся в Островце Белорусской АЭС. Рассмотрев рынки Литвы и Польши, оценим перспективы поставок электроэнергии в Латвию.

Латвия занимает гораздо более сдержанную позицию по отношению к строящейся в Беларуси атомной станции. Так, например, министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс в январе 2017 г. заявлял, что поддерживает Литву в том, что на новой АЭС должны применяться наивысшие стандарты безопасности, но страна не намерена принимать законы, ограничивающие торговлю электроэнергией.

За подобную позицию Латвия в феврале прошлого года подверглась критике со стороны литовского премьера Саулюса Сквернялиса, обвинившего соседей в желании переманить белорусские грузы в свои порты в обмен на отказ бойкотировать атомную электроэнергию с Островецкой АЭС. А 7 февраля премьеры Беларуси и Латвии подписали в Минске договор о раннем оповещении о ядерных авариях, обмене информацией и сотрудничестве в сфере ядерной безопасности и радиационной защиты.

Таким образом, можно сказать, что априорного запрета на покупку электроэнергии с Островецкой АЭС у Латвии нет. А значит, рассматривая перспективы поставок электроэнергии на ее рынок, нужно анализировать экономические факторы.

Латвия в этом плане является привлекательным рынком сбыта, несмотря на то, что страна в 2017 г. стала самодостаточной и даже профицитной по объемам генерации электроэнергии. В прошлом году, по данным дочки государственной компании Latvenergo — АО «Augstsprieguma tīkls» («Высоковольтные сети»), в Латвии было произведено 7,346 ГВт/ч., против 6,231 ГВт/ч. в 2016 г. Т.е. рост составил 18%.

Это произошло благодаря увеличению выработки на гидростанциях страны на 74% (4,25 ГВт/ч. в 2017 г. против 2,44 ГВт/ч. в 2016 г.). Стоит отметить, что производство электроэнергии на тепловых станциях в это время уменьшилось на 34% (с 2,28 в 2016 г., до 1,5 ГВт/ч. в 2017 г.), но это не перебило позитивный эффект от роста в сегменте ГЭС.

Структура выработки ЭЭ в Латвии.png

Источник: АО «Augstsprieguma tīkls»

Потребление электроэнергии в Латвии в 2017 г. составило 7,282 ГВт/ч., что больше уровня 2016 г. на 0,24% (7,264 ГВт/ч.). Таким образом, производство электроэнергии в Латвии в 2017 г. всего лишь на 0,88% превысило потребление. Однако в 2016 г. дефицит оставлял 14,23%.

Подобные изменения показывают, что Латвия имеет нестабильный энергетический баланс: при благоприятных погодных условиях, когда воды достаточно для объемной генерации на ГЭС, страна самодостаточна и может даже экономить ископаемое топливо, в противном случае приходится импортировать энергию из других стран.

Латвия интегрирована в региональный рынок электроэнергии и активно участвует в торговле. Она и экспортирует, и импортирует электроэнергию. Соответственно, в зависимости от года торговля может быть профицитной или дефицитной.

Экспорт и импорт ЭЭ в Латвии.png

Источник: «Augstsprieguma tīkls»

Латвия имеет возможность импортировать электроэнергию по сетям из Беларуси, России, Эстонии и Литвы. Но закупки могут происходить и из других стран с последующим перетоком. Так, 89,4% импортируемой в 2017 г. электроэнергии пришлись на Швецию и Польшу, остальной объем был закуплен в России. Причем Латвия сократила закупки российской электроэнергии на 64% по сравнению с 2016 г.

Источники импорта ЭЭ в Латвию.png

Источник: «Augstsprieguma tīkls»

Что же все это значит для Беларуси с точки зрения перспектив продаж электроэнергии со строящейся Островецкой АЭС?

Во-первых, производство электроэнергии в Латвии нестабильно, а значит, стране всегда нужно сохранять возможность импорта электроэнергии из других стран. Именно поэтому Рига, в отличие от Вильнюса, не делает категорических заявлений в отношении АЭС в Беларуси.

Во-вторых, в «сухие» годы, когда выработка на гидростанциях снижается, Латвия сможет закупать белорусскую электроэнергию, тем более, если на шведских ГЭС воды будет не хватать, что приведет к сокращению экспорта и росту цен. Таким образом, Рига сможет экономить на закупках газа, так как не нужно будет увеличить генерацию на тепловых станциях.

В-третьих, ключевым фактором для Латвии в вопросе закупки электроэнергии является цена. Средняя цена электроэнергии в латвийской зоне торговой площадки Nord Pool в 2017 г. составила €34,68 за МВт/ч., на площадках других стран наблюдались схожие уровни.

лучше.png

Тариф на электроэнергию с Островецкой АЭС пока не определен. Он должен быть конкурентоспособным с другими потенциальными источниками электроэнергии для Латвии. В этом случае у Беларуси есть все шансы потеснить конкурентов в регионе.

Негативным моментом для Минска является желание Латвии выйти из БРЭЛЛ к 2025 г. Это, как и в случае с другими странами, приведет к дополнительным затратам из-за строительства специальных перемычек на стыках сетей.

Есть и еще один очень интересный момент. На примере Латвии видно, как интегрированные рынки региона создают эффект взаимных перетоков, что маскирует первоначальный источник электроэнергии. Электроэнергия с атомной станции сможет поступать в Латвию, а оттуда уже перераспределяться по региону. Так как Рига является одновременно и экспортером и импортером, то предъявить претензии Вильнюсу будет весьма затруднительно.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 11.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики