Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Средиземное море газа: соседям — все, а Турции — ничего?

Средиземное море газа: соседям — все, а Турции — ничего?

Турецкие военные корабли по-прежнему блокируют буровое судно Saipem 12 000 в экономической зоне Кипра. Как сообщают блогеры TankerTrackers.com, судно так и не встало на точку бурения на блоке № 3. Вчера они опубликовали спутниковые фотографии буровой установки, которая находится в дрейфе, а на точке бурения располагаются турецкие военные корабли. Данные навигационного портала Marinetraffic подтверждают информацию TankerTrackers.com.

Как известно, на Кипре после вторжения Турции в 1974 году сосуществуют два государства — признаваемый во всем мире Кипр и Северный Кипр. Последний признает только Турция. Блок № 3 примыкает к условным экономическим водам Северного Кипра и ВМС Турции заблокировали в начале второй декады февраля подход итальянской буровой установки к точке бурения. Представитель компании Eni, которая проводит работы, заявил Reuters, что судно остановили военные корабли, мотивировав блокаду военными операциями в регионе. После этого МИД и президент Греции заявили о нарушении Турцией международного права, а президент Турции сам обвинил Кипр и Грецию в попрании международного права и посоветовал не посягать на права Турции на Восточное Средиземноморье.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что в конфликте вокруг нефтегазовых месторождений Кипра играют роль несколько факторов. «Ключевым из них является борьба за ресурсы. Анкара претендует на часть шельфа как патрон Северного Кипра. И, естественно, они хотят получить ресурсы Левантийского бассейна для развития собственного хаба, что пока не очень получается», — говорит эксперт. 

Очевидно, Турцию, которая стремится стать газовым хабом для Европы, раздражает и возможность появления конкурента. За последнее десятилетие в Средиземном море открыли несколько крупных морских месторождений газа в Израиле, Египте и самом Кипре и идет активное обсуждение строительства газопровода EastMed из Израиля с ответвлением на Кипр в Европу. Правда, объемы ограничиваются 10 млрд кубометров газа и судьба магистрали не так реальна, как строительство «Южного газового коридора» из Азербайджана и «Южного потока» из России через Турцию. Несмотря на то, что в конце прошлого года Еврокомиссия выделила $ 34,5 млн на разработку плана строительства EastMed, будущее газопровода находится под вопросом. И главная причина — себестоимость газа. По данным ведущего аналитика Глобального енергетического центра «Атлантического совета» Чарльза Эллинаса, израильский и кипрский газ, то ли по газопроводу, то ли в виде СПГ, не смогут по затратам конкурировать с российским и продаваться по среднеевропейской цене в $ 177−213 за тысячу кубометров в странах ЕС. Только себестоимость добычи, например, израильского газа на месторождении Левиафан оценивается самой добывающей компанией Noble в $ 160. Поэтому «голубое топливо» из Средиземного моря будет дорогим без разницы от направления транспортировки — через Средиземное море или Турцию, заключает эксперт.

Другое дело — сами ресурсы для самообеспечения стран Средиземного моря. С начала 2000-х годов турецкая госкомпания TPAO ведет активные работы по открытию новых месторождений нефти и газа в Черном и Средиземном морях и совместно с западными компаниями вложила в поиск несколько миллиардов долларов и купила и построила несколько сейсморазведочных судов. Тем не менее, ни один проект не принес крупного открытия в отличие от соседей Турции и страна по-прежнему более чем на 99% зависит от импортного газа. Например, в 2016 году страна добыла 386 млн кубометров, а импортировала 46 млрд кубометров. В то же время в Израиле за последние 10 лет открыли 2 крупных месторождения газа Тамар и Левиафан с общими запасами в 900 млрд кубометров, в Египте — Зор с 850 млрд кубометров, а в экономической зоне Кипра — Афродиту с 127 млрд кубометров. При нынешнем потреблении их острову хватит более чем на 100 лет. При этом буровое судно Saipem 12 000 до отхода к блоку № 3, который сейчас блокируют турецкие ВМС, провело успешное бурение на другом кипрском блоке, № 6, для Eni и Total. 8 февраля в итальянской компании заявили об открытии месторождения, похожего по своей структуре на египетский Зор. Такой ход событий мог только еще больше разозлить Анкару, которая за 20 лет так ничего и не нашла у собственных берегов.

Источник: EADaily, 19.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики