Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ, провокация, угон: претензии Киева по крымскому газу являются информационной риторикой

Газ, провокация, угон: претензии Киева по крымскому газу являются информационной риторикой

Украина в рамках своих претензий по Одесскому газовому месторождению занимается популизмом – считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Украина педалирует вопрос собственной крымской добычи

Здесь имеется в виду заявление главы формальной украинской компании «Черноморнефтегаз» Светланы Нежновой, которая обвинила Россию в незаконной добыче свыше семи миллиардов кубов газа в особой экономической зоне Крымского полуострова.
 
Нежнова отметила, что Россия «незаконно» добыла свыше 7,2 млрд кубометров газа, из которых 3,5 млрд половина приходится на Одесское газовое месторождение, и именно это является предметом обращения Украины в международные суды.
 
На практике Нежнова является украинским «руководителем» крымской компании «Черноморнефтегаз», которая после событий 2014 года была национализировано региональными властями. Украинцы это событие не признали, а поскольку данное предприятие имеет большое экономическое значение для полуострова – создали в Киеве, своего рода, его «руководство в изгнании».
 
Другой вопрос, все это не помешало США и Евросоюзу наложить на «Черноморнефтегаз» свои санкции, что свидетельствует о фактическом признании с их стороны перехода права собственности над этой компанией к Республике Крым.

Украинцы пытаются напомнить о себе

Впрочем, логика украинцев также понятна – они поддерживают существование «Черноморнефтегаза» в своей юрисдикции с зиц-председателем Нежновой для того, чтобы подавать на Россию в международные суды и совершать другие всевозможные провокации. Здесь достаточно вспомнить тот факт, что украинцы хотели угнать газодобывающие платформы «Черноморнефтегаза».
 
Ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что перед нами далеко не самая простая ситуация.
 
«Просто ситуация на Западе – и в первую очередь в Евросоюзе, складывается таким образом, что тема Украины постепенно уходит на второй план – это видно и по выступлению президента этой страны Петра Порошенко на Мюнхенской конференции по безопасности. И вообще, украинцы со своими проблемами уже настолько всем не интересны, что в Европе на постоянной основе сегодня идут разговоры, что пора снять с России западные санкции», - констатирует Юшков.
 
По словам Игоря Валерьевича, именно этим и вызваны данные заявления с украинской стороны, что эти месторождения находятся в особой экономической зоне, которая принадлежит не России, а Украине.

Добычу в Крыму ведет компания «Черноморнефтегаз»

Естественно, это ни на чем не основанная претензия, поскольку ООН не вынесла постановления о том, что возвращение Крыма в состав России произошло на незаконных обстоятельствах. В силу этого, перспективы Украины задействовать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года смотрятся призрачно, поэтому все эти действия носят информационный характер.
 
«Другой вопрос, что здесь важно само признание вхождения Крыма в состав России. В рамках базовых норм международного права нет и непризнания, и четкого признания, поэтому этот вопрос находится подвешенном состоянии. Соответственно, проблема добычи газа на шельфе Крыма не имеет безусловной правовой квалификации», - резюмирует Юшков.
 
По этой причине, как замечает эксперт, Россия в рамках международного права ведет линию на то, что добычу газа на шельфе Крыма осуществляет компания «Черноморнефтегаз», которая принадлежит населению Республики Крым.
 
«Из-за этого на Крымский полуостров не пришли ни «Газпром», ни «Роснефть», ни другие крупные российские нефтегазовые компании, а добычу поручили локальному оператору, который был создан еще в 1978 году. Эта компания принадлежит народу Крыма, который после событий 2014 года продолжает проживать на этой территории», - заключает Юшков.

Украина осуществляет здесь провокативную политику

Россия считает, что эта ситуация с добычей газа на шельфе Крыма является региональной историей, причем логика здесь очень простая – если «Черноморнефтегаз» и до 2014 года осуществлял здесь добычу, то он должен это делать и сегодня.
 
«В противном случае, все может свестись к проблеме признания Крыма, как части России, а этот вопрос и без данного прецедента – крайне политизированная тема в рамках современных международных отношений. Таким образом, некоторые международные суды могут посчитать Одесское и другие месторождения суверенной собственностью Украины», - констатирует Юшков.
 
Вследствие этого, у России возникло мнение, что нашей стране нежелательно переводить этот потенциально скользкий вопрос в международно-правовую плоскость, поэтому Москва будет затягивать эту историю до тех пор пока не прояснятся другие аспекты наших двусторонних отношений с Западом, а именно это во взаимоотношениях с Украиной играет первичную роль.
 
«Например, тот факт, что «Черноморнефтегаз» прекратил добычу на Одесском газовом месторождении свидетельствует о том, что Россия просто не хочет нагнетать этот вопрос и ставить его на повестку дня», - резюмирует Юшков.
 
Конечно, к какому-то реальному материальному эффекту эти поползновения украинцев не приведут, но Киев вполне может пойти здесь на провокации вплоть до угона буровых и прочих подобных действий в открытом море.
 
«Россия не хочет доводить дело до провокаций, поскольку Украине не нужны платформы «Черноморнефтегаза», и на практике эта страна в очередной раз желает здесь показать, что Россия якобы на нее напала», - заключает Юшков.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики