Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немцев пугают дороговизной "Северного потока – 2"

Немцев пугают дороговизной "Северного потока – 2"

ФРГ все равно заменит Украину в роли транзитера газа из РФ

Немцы – традиционные сторонники строительства второго «Северного потока» – теперь нашли изъяны у этого проекта. За доступ к дешевому российскому газу германским потребителям придется строить дополнительные наземные трубопроводы-перемычки общей ценой в 2,7 млрд евро. С учетом этих расходов российский газ может оказаться для немцев не таким и дешевым.

Немецкие потребители могут понести дополнительные издержки в случае строительства российского газопровода «Северный поток – 2», пишет Spiegel со ссылкой на правительственные документы. Эти издержки связаны с необходимостью строительства в Германии дополнительной газотранспортной инфраструктуры. Средства на прокладку новых газовых труб должны выделить крупные немецкие энергетические компании. И они, как предостерегает Spiegel, постараются покрыть часть своих расходов за счет потребителей.

«Северный поток – 2» планируется проложить рядом с «Северным потоком» через Балтийское море напрямую до Германии. После ввода его в  эксплуатацию (а это хотят сделать до конца 2019 года) Германия сможет напрямую получать из России в общей сложности до 110 млрд куб. м голубого топлива в год. В 2017 году, даже несмотря на рекордный рост импорта (на 7,1% больше, чем в 2016-м), ФРГ купила у российского «Газпрома» 53,4 млрд куб. м газа. Таким образом, еще около того же объема будет поставляться в соседние страны, и в результате Германия превратится в крупнейший газовый хаб Евросоюза. А для транзита этих объемов и нужен «связывающий участок газопровода».

Речь, вероятно, идет об EUGAL, Европейском соединительном газопроводе, о котором «НГ» уже писала (см. номер от 13.02.18). Труба протяженностью 485 км пройдет от немецкого Грайфсвальда на берегу Балтики до границы с Чехией. Ее мощность составляет как раз те самые 51 млрд куб. м газа в год, которые из «СП-2» пойдут через территорию Чехии дальше на юг Европы, например, на такие огромные рынки, как Австрия и Италия.

16 февраля глава «Газпрома» Алексей Миллер докладывал президенту Владимиру Путину, что спрос на российский газ за рубежом растет, экспорт за последние три года вырос более чем на 30%.

Эксперты заверяют, что затраты на сухопутное продолжение «Северного потока – 2»  не являются «дополнительными», а укладываются в общую европейскую концепцию диверсификации поставок.

«Концепция схожа с «Северным потоком», там есть два отвода – OPAL и NEL, – пояснил «НГ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Что касается ценообразования на газ, то оно полностью укладывается в рамки немецкого законодательства. Да и сама труба вписывается в план развития национальной газотранспортной сети ФРГ».

«В Германии хорошо знают, что украинская газотранспортная система (ГТС) находится в плачевном техническом состоянии и, по оценкам экспертов, просто прекратит существование к концу 2019 года. Поэтому «СП-2» и Европейский соединительный газопровод – это возможность обеспечить поставки газа на юг Европы в перспективе нескольких лет. Кстати, речь и о самой Украине, – сказал «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – EUGAL – это внутриевропейский проект, который поможет застраховать рынок от таких бросков цены, как мы наблюдали в прошлом году во время аварии на газовом хабе в австрийском Баумгартене, когда цены несколько дней были вдвое выше обычных».

Еще в конце января стало известно, что власти Германии выдали разрешение на строительство небольшого, но символичного участка «СП-2» в том месте, где газопровод должен выйти из моря на сушу вблизи Грайфсвальда. В пятницу глава украинской компании «Нафтогаз» Андрей Коболев заявил, что уже в марте 2018 года правительство Германии планирует предоставить окончательное разрешение на строительство газопровода «Северный поток – 2». «Если это произойдет, то счет времени будет идти на месяцы. Нам срочно нужен голос иностранного партнера, а также мы должны лоббировать, чтобы украинский транзит остался», – сказал Коболев.

Основная надежда у Киева, естественно, на США, а в Европе – на Польшу. Однако немцы дали недвусмысленно понять, что готовы бороться за «СП-2».

Говоря об американских санкциях в отношении России, на которые и уповает Украина, глава германского МИДа Зигмар Габриэль заметил, что в странах Евросоюза их считают «более чем неоднозначными». Кроме того, по его мнению, Россия придерживается всех правил и требований германских регуляторов при реализации проекта. «Мы не должны менять правила на ходу», – цитирует ТАСС министра.

А канцлер Ангела Меркель по итогам переговоров с премьером Польши Матеушем Моравецким заявила, что ФРГ считает газопровод «Северный поток – 2» чисто экономическим проектом, который не несет угроз для диверсификации источников энергии. Украина, очевидно, понимает, что ее роль основного транзитера российского газа в Европу через два года отойдет Германии, но сделать с этим пока ничего не может. «До сих пор Киев выделял на ремонт ГТС по 10% от необходимых сумм ежегодно. В 2017 году была предпринята попытка сделать серьезный ремонт, однако Siemens отказался поставлять турбины без предоплаты, а США отказались дать на это свои субсидии», – говорит Танкаев. 

Автор: Анатолий Комраков
 
Источник: Независимая газета, 26.02.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики