Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Литва 2.0: Хорватию заставляют строить нерентабельный терминал СПГ

Литва 2.0: Хорватию заставляют строить нерентабельный терминал СПГ

Евросоюз и США давят на Хорватию, однако судьба плавучего терминала СПГ на острове Крк по-прежнему не ясна. Как сообщает хорватское издание Total Croatia News, региональные власти, экологи, общественные организации и некоторые политические партии выступают против. На 3 марта в Риеке назначен марш протеста. Региональные власти, скорее, согласны на его строительство на берегу, хотя, в любом случае, считают они, природе и курортному региону будет нанесен вред, замечает Total Croatia News. Издание пишет, что в качестве альтернативных мест для строительства терминала называют бухты Бакар и Пломин. Они якобы и так загрязнены промышленным производством и дополнительное их не спасет. Однако это изменит планы по строительству и снова оттянет сроки строительства терминала СПГ, судьба которого и так уже решается около 10 лет.

«Хорошо известно, что исследование, оплаченное Евросоюзом в 2016 году, показало: наземный терминал лучше по техническим, экологическим и финансовым причинам. Местные власти также выступают против плавучего терминала. И мы должны уважать их мнение. Правительству пора тратить общественные деньги так, как этого хотят люди», — заявил Total Croatia News член Европарламента от Хорватии и лидер Истрийской демократической ассамблеи (IDS) Иван Яковчич. «В этом году США построят четыре плавучих терминала СПГ в Мексиканском заливе в 50 милях от берега. Зачем мы будем строить их у берега?», — добавляет член окружного совета с центром в Риеке Хрвое Бурич.

Впрочем, плавучий терминал СПГ, самый дешевый и быстрый для строительства вариант, стал политическим вопросом и премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович уже пообещал принять закон, который позволит обойти согласования с региональными властями и общественностью. Чтобы проект заработал в 2020 году, инвестиционное решение должно быть принято до июня.

С одной стороны на Хорватию давит Евросоюз, который пообещал выделить 101 млн евро на проект, который оценивается в 360 млн евро. С другой — США. «Если судьба терминала СПГ по-прежнему неизвестна, то известно, что США активно лоббируют проект с бесконечными визитами их чиновников в Загреб и встречами вместе с новым послом США Робертом Кохорстом с местными сановниками, которых убеждают в том, что Европе нужно больше маршрутов транспортировки газа», — пишет Total Croatia News. Издание замечает, что США обещают экспертное сопровождение проекта, но не финансирование. 

Экономическая целесообразность проекта при этом почти не обсуждается. Терминал СПГ на острове Крк рассчитан на 2,6 млрд кубометров газа в год с расширением до 7 млрд кубометров. Сама Хорватия при этом потребляет около 2,5 млрд кубометров газа в год, более половины из которых добывает сама. В сентябре прошлого года «Газпром» заключил с хорватской Prvo Plinarsko Drustvo d.o.o. первый долгосрочный контракт с 2012 года. Объем — 1 млрд кубометров в год. Таким образом, страна почти закрыла свои потребности в газе и дефицит грозит Хорватии только из-за истощающихся месторождений. СПГ при этом, как показывает практика всего ЕС, не может конкурировать с российским газом. Если «Газпром» в прошлом году увеличил долю рынка в Европе почти до 36%, то поставки сжиженного газа не сильно изменились. Они составили немногим более 12% общего потребления, по данным энергетического делового информационного сервиса ICIS. Европейские терминалы СПГ при этом использовались лишь на четверть.

В LNG Hrvatska заявляют, что смогут не только насыщать внутренний рынок, но и подавать газ в другие страны. «12 компаний заявили о готовности использовать терминал более чем на 2,6 млрд кубометров», — заявил глава компании Горан Франчич.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что терминал СПГ будет нерентабелен и Хорватию постигнет участь Литвы. «Строительство терминала на коммерческих условиях рассматривалось много лет несколькими консорциумами и инвестиционное решение так и не было принято, — объясняет эксперт. — Сейчас это политический проект, который получил субсидию из фондов ЕС. Скорее всего, он будет функционировать на минимальной мощности и в качестве резервного источника поставок, как это происходит, например, в Литве. Особенно зимой». По мнению замдиректора ФНЭБ, российскому газу в Хорватии пока нет конкурентных альтернатив.

Напомним, что в 2014 году в Литве появился терминал СПГ и в 2016 году поставки сжиженного газа покрыли более 50% потребления в стране, снизив долю российского газа. При этом, однако, в прибалтийской стране выросли цены на «голубое топливо». С одной стороны, Литва платит за аренду норвежского судна-газохранилища более 60 млн евро в год. С другой, даже норвежский СПГ оказался дороже российского газа и другие страны Прибалтики не спешат покупать СПГ через клайпедский терминал и он загружен лишь на 1 млрд кубометров из четырех.

По данным отчета Еврокомиссии осенью 2016 года, Литва покупала СПГ по самым высоким ценам в ЕС и платила за него более $ 250 за тысячу кубометров.

«Разница между ценами на трубопроводный газ и СПГ составляет 20−30%. Трубопроводный газ для Литвы дешевле СПГ минимум на 50−60 евро за тысячу кубометров. А в 2015 году разница была почти в 2 раза», — говорил EADaily заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. Эксперт указывал на то, что СПГ составляет около 50% рынка, однако прошлой зимой газовый баланс Литвы на 80% наполнялся трубопроводным газом из России, несмотря на громкие заявления. В результате, в 2017 году Литва увеличила импорт российского газа на 37%.

Источник: EADaily, 28.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики