Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Литва 2.0: Хорватию заставляют строить нерентабельный терминал СПГ

Литва 2.0: Хорватию заставляют строить нерентабельный терминал СПГ

Евросоюз и США давят на Хорватию, однако судьба плавучего терминала СПГ на острове Крк по-прежнему не ясна. Как сообщает хорватское издание Total Croatia News, региональные власти, экологи, общественные организации и некоторые политические партии выступают против. На 3 марта в Риеке назначен марш протеста. Региональные власти, скорее, согласны на его строительство на берегу, хотя, в любом случае, считают они, природе и курортному региону будет нанесен вред, замечает Total Croatia News. Издание пишет, что в качестве альтернативных мест для строительства терминала называют бухты Бакар и Пломин. Они якобы и так загрязнены промышленным производством и дополнительное их не спасет. Однако это изменит планы по строительству и снова оттянет сроки строительства терминала СПГ, судьба которого и так уже решается около 10 лет.

«Хорошо известно, что исследование, оплаченное Евросоюзом в 2016 году, показало: наземный терминал лучше по техническим, экологическим и финансовым причинам. Местные власти также выступают против плавучего терминала. И мы должны уважать их мнение. Правительству пора тратить общественные деньги так, как этого хотят люди», — заявил Total Croatia News член Европарламента от Хорватии и лидер Истрийской демократической ассамблеи (IDS) Иван Яковчич. «В этом году США построят четыре плавучих терминала СПГ в Мексиканском заливе в 50 милях от берега. Зачем мы будем строить их у берега?», — добавляет член окружного совета с центром в Риеке Хрвое Бурич.

Впрочем, плавучий терминал СПГ, самый дешевый и быстрый для строительства вариант, стал политическим вопросом и премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович уже пообещал принять закон, который позволит обойти согласования с региональными властями и общественностью. Чтобы проект заработал в 2020 году, инвестиционное решение должно быть принято до июня.

С одной стороны на Хорватию давит Евросоюз, который пообещал выделить 101 млн евро на проект, который оценивается в 360 млн евро. С другой — США. «Если судьба терминала СПГ по-прежнему неизвестна, то известно, что США активно лоббируют проект с бесконечными визитами их чиновников в Загреб и встречами вместе с новым послом США Робертом Кохорстом с местными сановниками, которых убеждают в том, что Европе нужно больше маршрутов транспортировки газа», — пишет Total Croatia News. Издание замечает, что США обещают экспертное сопровождение проекта, но не финансирование. 

Экономическая целесообразность проекта при этом почти не обсуждается. Терминал СПГ на острове Крк рассчитан на 2,6 млрд кубометров газа в год с расширением до 7 млрд кубометров. Сама Хорватия при этом потребляет около 2,5 млрд кубометров газа в год, более половины из которых добывает сама. В сентябре прошлого года «Газпром» заключил с хорватской Prvo Plinarsko Drustvo d.o.o. первый долгосрочный контракт с 2012 года. Объем — 1 млрд кубометров в год. Таким образом, страна почти закрыла свои потребности в газе и дефицит грозит Хорватии только из-за истощающихся месторождений. СПГ при этом, как показывает практика всего ЕС, не может конкурировать с российским газом. Если «Газпром» в прошлом году увеличил долю рынка в Европе почти до 36%, то поставки сжиженного газа не сильно изменились. Они составили немногим более 12% общего потребления, по данным энергетического делового информационного сервиса ICIS. Европейские терминалы СПГ при этом использовались лишь на четверть.

В LNG Hrvatska заявляют, что смогут не только насыщать внутренний рынок, но и подавать газ в другие страны. «12 компаний заявили о готовности использовать терминал более чем на 2,6 млрд кубометров», — заявил глава компании Горан Франчич.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что терминал СПГ будет нерентабелен и Хорватию постигнет участь Литвы. «Строительство терминала на коммерческих условиях рассматривалось много лет несколькими консорциумами и инвестиционное решение так и не было принято, — объясняет эксперт. — Сейчас это политический проект, который получил субсидию из фондов ЕС. Скорее всего, он будет функционировать на минимальной мощности и в качестве резервного источника поставок, как это происходит, например, в Литве. Особенно зимой». По мнению замдиректора ФНЭБ, российскому газу в Хорватии пока нет конкурентных альтернатив.

Напомним, что в 2014 году в Литве появился терминал СПГ и в 2016 году поставки сжиженного газа покрыли более 50% потребления в стране, снизив долю российского газа. При этом, однако, в прибалтийской стране выросли цены на «голубое топливо». С одной стороны, Литва платит за аренду норвежского судна-газохранилища более 60 млн евро в год. С другой, даже норвежский СПГ оказался дороже российского газа и другие страны Прибалтики не спешат покупать СПГ через клайпедский терминал и он загружен лишь на 1 млрд кубометров из четырех.

По данным отчета Еврокомиссии осенью 2016 года, Литва покупала СПГ по самым высоким ценам в ЕС и платила за него более $ 250 за тысячу кубометров.

«Разница между ценами на трубопроводный газ и СПГ составляет 20−30%. Трубопроводный газ для Литвы дешевле СПГ минимум на 50−60 евро за тысячу кубометров. А в 2015 году разница была почти в 2 раза», — говорил EADaily заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. Эксперт указывал на то, что СПГ составляет около 50% рынка, однако прошлой зимой газовый баланс Литвы на 80% наполнялся трубопроводным газом из России, несмотря на громкие заявления. В результате, в 2017 году Литва увеличила импорт российского газа на 37%.

Источник: EADaily, 28.02.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики