Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за февраль 2018 г.

Топ-лист событий за февраль 2018 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за февраль 2018 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Покупка НОВАТЭКом газовых активов АЛРОСа

    С точки зрения масштабов отрасли, это событие не самое значимое. Но с другой стороны, очень интересное с точки зрения аппаратных игр. Еще в конце 2017 г. «Роснефть» стала оспаривать проведение аукциона, и все с огромным любопытством наблюдали, чем всё это закончится. И вот вдруг в январе «Роснефть» заявила, что никаких претензий не имеет. В итоге НОВАТЭК тихо и спокойно купил газовые активы АЛРОСы. Это означает, что экспансию «Роснефти», которую воспринимали как безграничную и безлимитную, в некоторых случаях всё-таки можно подкорректировать.

  2. Затягивание сделки по вхождению компании «Хуасинь» в акционерный капитал «Роснефти»

    Естественно, столь важное событие как появление крупного акционера в российской нефтяной компании, которая контролирует 40% национальной нефтедобычи, не может не остаться без внимания. Более того, уже в самом конце месяца пошли слухи, что глава «Хуасинь» попал под специальное расследование. Судя по всему, Игорю Ивановичу Сечину приходится не только разбираться в хитросплетениях российской власти, но и сталкиваться с не менее заковыристой китайской политикой тамошними внутриполитическими интригами. «Роснефть», конечно, пока воздерживается от комментариев. Ее партнеры делают оптимистичные заявления, что сделка все равно будет реализована. Тем не менее, факт остается фактом, сделка не закрыта, и это, безусловно, означает, что между «Роснефтью» и китайскими партнерами определенные трения возникают.

  3. Решение Стокгольмского арбитража о том, что Газпром должен заплатить Украине за нетранзит газа

    Это решение пришло уже в последние часы месяца и, конечно, стало достаточно сенсационным. Всё-таки когда Стокгольмский арбитраж принял решение, что пункт контракта «take-or-pay» в отношении Украины фактически не работает, ну или должен быть серьезно снижен, то есть, если там был объем 52 млрд, его снизили до 5 – в 10 раз – «в связи с изменившимися экономическими условиями», то было логично предположить, что аналогичный подход будет применен и к транзитному пункту контракта. То есть, был пункт, обязывающий Украину покупать определенные объемы, она этот пункт не выполнила, и Стокгольмский арбитраж согласился с этим, потому что изменились экономические условия. При этом был также пункт, что Газпром должен транзитировать определенные объемы, и Стокгольмский арбитраж посчитал, что вот этот пункт как раз должен быть выполнен, даже не снизив объемы. Дело в том, что Газпром ведь не отказывался транзитировать газ через Украину, поставки продолжались довольно серьезными темпами. Более того, пункт о том, что Газпром должен транзитировать 110 млрд кубометров в год, не предполагал никаких санкций. И до сих пор не ясно, по какой формуле рассчитывалась сумма штрафа. Например, в прошлом году транзит через Украину составил 93,5 млрд кубов при цифре в 110. То есть, Газпром практически вышел на контрактные показатели. Последние два года спрос на газ восстанавливается, но до этого (а контракт действует с 2009 г.) он падал. То есть, в этом плане условия тоже менялись. Почему же, когда мы говорим про Украину, у нее экономические условия изменились, а когда мы говорим про российский транзит, условия не изменились? Логика Стокгольмского арбитража до сих пор не понятна. И самое главное – не понятно, по какой формуле считалась сумма штрафа, если в контракте не было абсолютно никаких штрафных санкций. Так что эта история не закончена, точка в ней не поставлена.

  4. День инвестора Газпрома в Нью-Йорке и в Лондоне

    Газпром продолжает занимать деньги за рубежом, на неплохих условиях, и чувствует себя вполне уверенно. Спрос на газ в Европе в феврале растет из-за аномальных холодов. В январе было проседание потребления газа, а в феврале холода Газпрому помогли. Проведя шумную презентацию своих планов в Нью-Йорке и Лондоне, Газпром показывает, что даже в англосаксонских столицах чувствует себя уверенно. Сама компания под санкциями не находится и готова занимать деньги даже под проекты, которые могут под санкции попасть. Например, «Северный поток-2» может оказаться под санкционной историей.

  5. Решение о реорганизации операционной структуры экспортной деятельности Газпрома и заявление компании о том, что «Газпром экспорт» будет слит с Gazprom Marketing & Trading

    Это означает, что экспортный блок продолжают серьезно реформировать. Первые шаги – переезд Gazprom Marketing & Trading в Санкт-Петербург. Фактически потом Gazprom Marketing & Trading отошел под контроль «Газпром Германия Гмбх». Теперь «Газпром Германия Гмбх» будет слита с «Газпром экспорт». При этом произошли и кадровые перемены в «Газпром Германия Гмбх». Будет интересно посмотреть, что будет происходить с Александром Медведевым в 2018 году. Но также, видимо, речь идет и об изменении экспортной стратегии Газпрома. Если в последние годы Газпром с подачи Gazprom Marketing & Trading считал, что надо выходить на рынок конечного потребителя в Европе, то в последние годы стало понятно, что эта история красиво выглядит на бумаге - если мы будем торговать газом напрямую без посредников, всё будет успешно. Оказалось, там оврагов очень много, и понимание глубины и извилистости этих оврагов и привело к тому, что Газпром, скорее, возвращается к прежним принципам экспортной политики, что выше названные структурные изменения и символизируют.

  6. Отклонение Госдумой законопроекта, разрешавшего экспорт СПГ с проекта «Печора СПГ»

    Интересен не сам этот законодательный шаг, а интересна бурная реакция на это решение, потому что председателя комитета Госдумы по энергетике Завального обвинили в лоббизме интересов Газпрома. На самом деле этот законопроект остался в наследство еще от прошлого состава Думы и находился в пакете законопроектов комитета и, поскольку председатель Госдумы Володин взял курс на ликвидацию законодательных завалов, то под этими завалами и нашли законопроект о Печоре. Владельцем этого законопроекта была Роснефть, которая сейчас уже сама говорит, что лучше проект Печоры использовать для производства газохимического сырья, а вовсе не для производства СПГ. То есть сам собственник уже не хочет производить там сжиженный газ. Но тем не менее, шум поднялся довольно серьезный. Видимо, это попытка оказать психологическое давление на Завального, потому что в перспективе в комитет придут более интересные законопроекты. Важно было показать Завальному, что если он будет принимать решения не в пользу независимых производителей газа, то может столкнуться с еще более серьезным информационным давлением. Это такой тест для Завального, демонстрации информационных возможностей, которые могу быть против него применены.

  7. Встреча Владимира Путина с Вагитом Алекперовым

    Уже не первый год обсуждается возможность атаки "Роснефти" на Лукойл. Поэтому, конечно, когда Алекперов встречается с президентом, это воспринимается как некая выдача определенной защиты главе Лукойла. Конечно, эта защита не может быть вечной, но, по крайней мере, ясно, что до того, как пройдут выборы, до того, как по кабинетам в правительстве рассядутся люди, с Лукойлом ничего не произойдет. Тем более что от Лукойла очень сильно зависит и ситуация на бензиновом рынке, и здесь мнение компании нельзя проигнорировать.

  8. Слухи о том, что Saudi Aramco ведет переговоры об участии в проекте «Новатэка» «Арктик СПГ – 2»

    С экономической точки зрения, совершенно очевидно, что Saudi Aramco нет никакого смысла входить в этот проект. Саудовская Аравия имеет возможности приобретать СПГ и в других странах и несмотря на конфликт с Катаром. Вопрос поставок газа с Ямальского полуострова в Персидский залив экономической логики лишен. И входить в стол далекий сложный проект – спорная история. Поэтому, если это и произойдет, это будет часть какой-то большой сделки, связанной с вообще изменившимися отношениями между Россией и Саудовской Аравией. Мы все помним, что у нас есть сделка ОПЕК+, и явно ОПЕК+ накладывается и на другие истории – на Сирию, на Йемен. Если Саудовская Аравия и войдет в проект «Арктик СПГ – 2», это будет являться частью большой игры между Россией и Саудовской Аравией, где есть и сжиженный газ, и нефть, где есть и политика в чистом виде.

  9. Решение «Транснефти» выкупить долю группы «Сумма» в Новороссийском торговом морском порту

    Решение показательное, потому что до этого все рассуждали на тему, что, наоборот, «Транснефть» выйдет из капитала порта и «Сумма» станет его владельцем. Понятно, что Новороссийский порт очень интересный актив. И идея, что «Траснефть» его покинет, была связана не с добровольным желанием «Транснефти», а с политической силой группы «Сумма», которая опирается на Аркадия Дворковича и Дмитрия Медведева. Любопытно, не является ли уход «Суммы» свидетельством снижения политического веса Дворковича? Скорее всего, так оно и есть, тем более что президент России Владимир Путин публично спросил, не перегружен ли Аркадий Дворкович в связи с тем, что многие задачи он не выполняет.

  10. Заявление Минприроды о невыдаче лицензий на добычу газа на Таймыре и на Ямале, если эти добычные проекты не будут продолжены в виде производства СПГ

    Сейчас идет большая волна СПГ-лоббизма, и многие ответственные чиновники продолжают убеждать Путина, что надо любой ценой поддерживать СПГ-проекты. И Минприроды тоже в эти игры играет. Наеврное, у министра Донскова в голове есть очень простой аргумент, что сейчас формируется новое правительство, многие уже отправили Донскова в отставку, чтобы сохранить свой кабинет, нужно иметь влиятельных друзей, которые замолвят словечко перед Путиным. Та же компания НОВАТЭК, которая намерена развивать производство СПГ в этом регионе, вполне таким другом может стать.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики