Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пороховая бочка для ЕС: эксперт рассказал, как «Нафтогаз» угрожает энергобезопасности Европы

Пороховая бочка для ЕС: эксперт рассказал, как «Нафтогаз» угрожает энергобезопасности Европы

«Газпром» будет вынужден заключить с Украиной новое соглашение о транзите газа через ее территорию, сообщает газета «Коммерсант». Действующее соглашение заключено на срок до конца декабря 2019 года.

По информации издания, продлить транзитные отношения придется потому, что немецкая сторона планирует завершить строительство газопровода Eugal лишь в конце 2020 года. Россия в свою очередь планирует ввести в эксплуатацию «Северный поток—2» уже в конце следующего года.

Таким образом, пишет газета, РФ сможет транспортировать через «Северный поток—2» лишь 34 миллиарда кубометров газа, в то время как его проектная мощность — 55 миллиардов.

Основатель и директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей заявил, что сроки строительства газопровода «Северный поток—2» и «Турецкого потока» вызывают ряд вопросов.

«Необходимо построить инфраструктуру на территории Европы, но все нужные решения уже приняты, включая схему газопровода Eugal. Более того, у «Газпрома» уже выкуплены транзитные объемы газа. «Газпром» ведет переговоры с европейскими компаниями по изменению контрактных точек сдачи-приемки», — говорит эксперт.

Он заметил, что до ввода газопровода в эксплуатацию остается около полутора лет, поэтому это может вызвать определенные сложности с оплатой.

«И сразу возникает вопрос: не придется ли нам продлять транзитные отношения с Украиной? Но я напомню, что «Газпром» под давлением ЕС выражал готовность сохранить определенный объем транзита через соседнее государство. И, возможно, что даже после ввода в эксплуатацию «Северного потока—2» и «Турецкого потока» определенные объемы транзита будут сохранены, как того хочет Европейский союз. И «Газпром» уже заявлял, что готов обеспечить 15 миллиардов кубов транзита. То есть, речь не идет о том, что мы полностью прекратим транзит через Украину.

И речь не идет о том, что мы не успеем построить необходимую инфраструктуру на территории Европы до 1 января 2020 года. Мы готовы сохранить транзит через Украину, вопрос в объемах. Если в знаменитом контракте был заложен объем 110 миллиардов кубов, то после 2020 года мы говорим про 15 миллиардов кубов», — продолжает Константин Симонов

По словам собеседника агентства, на первом этапе, например, в 2020 и 2021 годах Россия может сохранять транзит и в несколько больших объемах, к примеру, около 30 или 40 миллиардов кубов. Но в будущем он упадет до 15 миллиардов.

При этом Симонов отметил, что на сегодняшний день «Нафтогаз» является далеко не самым удобным партнером для стран ЕС с точки зрения транзита газа через территорию Украины.

«Если смотреть на вещи объективно, «Нафтогаз» создает колоссальные сложности, госкомпания все больше напоминает пороховую бочку, которая действует не в соответствии с условиями контракта, а в соответствии с настроениями политической элиты Украины.

Достаточно вспомнить историю с тарифами на транзит газа по территории страны. В контракте четко прописано, как этот тариф формируется. И тут глава «Нафтогаза» в социальных сетях пишет: мы решили поднять стоимость тарифа. На каком основании он решил вдруг ее поднять, если в контракте четко указано, как тариф формируется?» — недоумевает эксперт.

Он подчеркнул, что согласно официальной отчетности украинской компании, 50% чистой прибыли ей приносит именно транзит газа.

«Нафтограз» зарабатывает на транзите 50% прибыли и заявляет, что тарифы низковаты. Это как? Интересно, в Европе рентабельность бизнеса 50% — это нормально? Или низковато?» — иронизирует Симонов

В завершение он отметил, что в итоге все риски от непостоянства поведения «Нафтогаза» и украинских политиков несут страны Европы. Он напомнил, что в результате газового конфликта между Россией и Украиной 2008—2009 годов без ресурса в результате остались европейские потребители. То есть, фактически «Нафтогаз» является для Европы пороховой бочкой и угрожает энергетической безопасности Евросоюза.  

Автор: Михаил Блинов 

Источник: ФАН, 20.03.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики