Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговый маневр может дать импульс модернизации НПЗ в России

Налоговый маневр может дать импульс модернизации НПЗ в России

Озабоченность Кремля состоянием дел в нефтеперерабатывающей отрасли России является логичной – считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Переработка нефти – это важный вопрос для России

Напомним, что президент РФ Владимир Путин поставил министерству энергетики РФ и лично главе этого ведомства Александру Новаку задачу и дальше продолжать модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов.
 
Впрочем, министр энергетики на этот счет заметил, что работа на этом направлении в России ведется, и только в последнем году в строй было введено восемь нефтеперерабатывающих установок. В результате чего, глубина переработки нефти повысилась в России до 81,3 процента, что является приемлемым показателем для современного состояния дел в отечественной экономике.
 
Другой вопрос, что, по мнению Новака, подобная модернизация носит перманентный характер, и России есть еще над чем работать – в частности, разговор зашел о нескольких НПЗ, где, совершенно точно, нужно применить такие меры.
 
Отметим, что российская нефтеперерабатывающая отрасль в текущем десятилетии достигла серьезных успехов, поскольку еще в 2013 году уровень переработки нефти в России составлял 71,4 процента, а сегодня он уже на 10 процентов выше.

Данные проблемы корнями уходят во времена СССР

Между тем, нам есть куда стремиться – в Евросоюзе уровень переработки нефти на сегодня составляет порядка 85 процентов, а в США – 96 процентов, но, в конечном счете, этот вопрос упирается в модернизацию инфраструктуры и, как следствие, в инвестиции.
 
В России до сих пор большую часть НПЗ составляют предприятия, которые были построены до семидесятых годов прошлого века, включая и период до Второй мировой войны. На это также наложилась проблема, что в 1970-1980 годы практически все новые НПЗ в рамках союзной экономики были построены не в РСФСР, а на территории других советских республик.
 
Именно это является причиной трений с Белоруссией, которая постоянно добивается от Москвы льготных цен на нефть при возможности продавать продукт переработки за рубеж, т.е., по сути своей, прямых дотаций. Просто на территории этой республики НПЗ при СССР строились в расчете на то, чтобы продавать бензин, солярку и мазут в европейские страны.
 
Естественно, после развала СССР ситуация для России в этом вопросе сильно ухудшилась, из-за чего к концу девяностых годов мы имели в плане НПЗ морально устаревшие фонды и суммарный уровень переработки нефти чуть выше 60 процентов.
 
При этом, качественный скачок в эффективности переработки, как мы видим, произошел только в текущем десятилетии, хотя работы по этому направлению до сих пор непочатый край – например, на 2016 год 23 из 26 российских НПЗ эксплуатировались от 40 до 70 лет.

Модернизация НПЗ – это долговременный процесс

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что перед нами одна из стратегических задач экономики России.
 
«Основная фаза модернизация в этом направлении уже была завершена – мы перешли на стандарт топлива Евро-5, причем здесь нужно говорить о фактически всех вертикально-интегрированных нефтяных компаниях России. При этом, часть наших заводов все еще требует дополнительной модернизации для повышения уровня переработки нефти», - констатирует Пасечник.
 
Соответственно, президент в этом своем обращении к главе Минэнерго призвал, чтобы данный курс нашей страны продолжил реализовываться и не был остановлен по мере достижения каких-то промежуточных результатов.
 
«Потенциал к модернизации у нас здесь есть, не говоря уже про то, что те цифры, которые здесь озвучил Новак, в целом, являются приемлемыми для состояния дел в отечественном народном хозяйстве», - резюмирует Пасечник.

Многое здесь будет зависеть от решения по налоговому маневру

По словам Александра Михайловича, мы должны и дальше повышать глубину переработки в России, поскольку стратегия развития нашей нефтеперерабатывающей отрасли подразумевает, что новые мощности мы не строим, а развиваем то, что у нас уже есть, вводя там новые технологии и средства производства.
 
«Кроме того, за счет повышения глубины переработки будет возрастать и потребление нефти внутри России без всякого давления на те объемы, которые наша страна в настоящий момент продает на экспорт», - заключает Пасечник.
 
Таким образом, в данной ремарке Путина ничего нового нет, а основной вопрос в экономическом развитии этого кластера заключается в том, а можно ли форсировать все эти давно запланированные начинания.
 
«Ведь в Евросоюзе глубина переработки не критично выше, чем в России. Да, в США все намного лучше, чем у нас и европейцев, но для этого есть целый ряд объективных обстоятельств. К тому же, все будущие российские начинания по этому вопросу зависят от решения, которое будет принято в России по так называемому налоговому маневру», - констатирует Пасечник
 
Этот вопрос вызвал огромное количество обсуждений в России – Минфин РФ здесь настаивает на одном варианте, а нефтяная отрасль – на совершенно другом, и вопрос здесь заключается в том, а на каких условия игроки здесь в итоге договорятся.
 
От этого зависит прибыльность нефтяных компаний, а также то, какие средства у них останутся на модернизацию НПЗ.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики