Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговый маневр может дать импульс модернизации НПЗ в России

Налоговый маневр может дать импульс модернизации НПЗ в России

Озабоченность Кремля состоянием дел в нефтеперерабатывающей отрасли России является логичной – считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Переработка нефти – это важный вопрос для России

Напомним, что президент РФ Владимир Путин поставил министерству энергетики РФ и лично главе этого ведомства Александру Новаку задачу и дальше продолжать модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов.
 
Впрочем, министр энергетики на этот счет заметил, что работа на этом направлении в России ведется, и только в последнем году в строй было введено восемь нефтеперерабатывающих установок. В результате чего, глубина переработки нефти повысилась в России до 81,3 процента, что является приемлемым показателем для современного состояния дел в отечественной экономике.
 
Другой вопрос, что, по мнению Новака, подобная модернизация носит перманентный характер, и России есть еще над чем работать – в частности, разговор зашел о нескольких НПЗ, где, совершенно точно, нужно применить такие меры.
 
Отметим, что российская нефтеперерабатывающая отрасль в текущем десятилетии достигла серьезных успехов, поскольку еще в 2013 году уровень переработки нефти в России составлял 71,4 процента, а сегодня он уже на 10 процентов выше.

Данные проблемы корнями уходят во времена СССР

Между тем, нам есть куда стремиться – в Евросоюзе уровень переработки нефти на сегодня составляет порядка 85 процентов, а в США – 96 процентов, но, в конечном счете, этот вопрос упирается в модернизацию инфраструктуры и, как следствие, в инвестиции.
 
В России до сих пор большую часть НПЗ составляют предприятия, которые были построены до семидесятых годов прошлого века, включая и период до Второй мировой войны. На это также наложилась проблема, что в 1970-1980 годы практически все новые НПЗ в рамках союзной экономики были построены не в РСФСР, а на территории других советских республик.
 
Именно это является причиной трений с Белоруссией, которая постоянно добивается от Москвы льготных цен на нефть при возможности продавать продукт переработки за рубеж, т.е., по сути своей, прямых дотаций. Просто на территории этой республики НПЗ при СССР строились в расчете на то, чтобы продавать бензин, солярку и мазут в европейские страны.
 
Естественно, после развала СССР ситуация для России в этом вопросе сильно ухудшилась, из-за чего к концу девяностых годов мы имели в плане НПЗ морально устаревшие фонды и суммарный уровень переработки нефти чуть выше 60 процентов.
 
При этом, качественный скачок в эффективности переработки, как мы видим, произошел только в текущем десятилетии, хотя работы по этому направлению до сих пор непочатый край – например, на 2016 год 23 из 26 российских НПЗ эксплуатировались от 40 до 70 лет.

Модернизация НПЗ – это долговременный процесс

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что перед нами одна из стратегических задач экономики России.
 
«Основная фаза модернизация в этом направлении уже была завершена – мы перешли на стандарт топлива Евро-5, причем здесь нужно говорить о фактически всех вертикально-интегрированных нефтяных компаниях России. При этом, часть наших заводов все еще требует дополнительной модернизации для повышения уровня переработки нефти», - констатирует Пасечник.
 
Соответственно, президент в этом своем обращении к главе Минэнерго призвал, чтобы данный курс нашей страны продолжил реализовываться и не был остановлен по мере достижения каких-то промежуточных результатов.
 
«Потенциал к модернизации у нас здесь есть, не говоря уже про то, что те цифры, которые здесь озвучил Новак, в целом, являются приемлемыми для состояния дел в отечественном народном хозяйстве», - резюмирует Пасечник.

Многое здесь будет зависеть от решения по налоговому маневру

По словам Александра Михайловича, мы должны и дальше повышать глубину переработки в России, поскольку стратегия развития нашей нефтеперерабатывающей отрасли подразумевает, что новые мощности мы не строим, а развиваем то, что у нас уже есть, вводя там новые технологии и средства производства.
 
«Кроме того, за счет повышения глубины переработки будет возрастать и потребление нефти внутри России без всякого давления на те объемы, которые наша страна в настоящий момент продает на экспорт», - заключает Пасечник.
 
Таким образом, в данной ремарке Путина ничего нового нет, а основной вопрос в экономическом развитии этого кластера заключается в том, а можно ли форсировать все эти давно запланированные начинания.
 
«Ведь в Евросоюзе глубина переработки не критично выше, чем в России. Да, в США все намного лучше, чем у нас и европейцев, но для этого есть целый ряд объективных обстоятельств. К тому же, все будущие российские начинания по этому вопросу зависят от решения, которое будет принято в России по так называемому налоговому маневру», - констатирует Пасечник
 
Этот вопрос вызвал огромное количество обсуждений в России – Минфин РФ здесь настаивает на одном варианте, а нефтяная отрасль – на совершенно другом, и вопрос здесь заключается в том, а на каких условия игроки здесь в итоге договорятся.
 
От этого зависит прибыльность нефтяных компаний, а также то, какие средства у них останутся на модернизацию НПЗ.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики