Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Зеленый" путь: "Северный поток-2" учтет "природный фактор" России

"Зеленый" путь: "Северный поток-2" учтет "природный фактор" России

Анонсированная на лето выдача документов для разрешения строительства "Северного потока-2" станет финальным этапом перед непосредственной прокладкой газопровода. Таким мнением с ФБА "Экономика сегодня" поделился ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Россия – последнее государство, которое должно выдать разрешение на строительство "Северного потока-2", после этого стартуют работы по непосредственной прокладке газопровода. Вопрос к экологической составляющей проекта возникал лишь один. В прибрежной части на российской территории трубопровод проходит через заповедную зону. Всемирный фонд дикой природы (WWF) предлагал немного изменить маршрут прокладки, чтобы обезопасить охраняемую зону.
 
Возможно, маршрут трубопровода в конечном итоге все же будет изменен. И дело не только в вопросах охраны природы, хотя они, безусловно, не на последнем месте. Когда вы работаете с европейцами и пытаетесь их убедить, что проложили лучший маршрут с соблюдением всех стандартов, нужно исключить любые негативные новости. Существует там угроза экологии или она надумана, имеет смысл минимизировать весь возможный информационный вред", - отмечает эксперт.
 
Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил: ориентировочно летом этого года будет готов пакет документов для вынесения окончательного разрешения от России на строительство "Северного потока-2". руководитель ведомства сообщил: на данный момент не готов ряд строительных и экологических документов. Собранный пакет заключений будет внесен в Росприроднадзор для принятия экологического решения по проекту.
 
"В "Газпроме" понимают, что вопросы к документам – по большому счету формальность. Сомнений, что выдача положительных заключений - дело лишь времени и минимальных усилий, ни у кого нет. Даже если ради экологических вопросов придется внести небольшие изменения в проект. Гораздо больше забот у холдинга с вопросами по европейской части газопровода – здесь давно ощущается серьезное противодействие со стороны США и евробюрократии", - считает специалист.

"Северный поток-2" и экология

Самыми серьезными противниками строительства "Северного потока-2" стали Вашингтон и Брюссель. США открыто лоббируют свои экономические интересы, намереваясь снабжать Европу своим сжиженным природным газом, который существенно дороже российского трубопроводного. Еврокомиссия идет на поводу у американцев, жертвуя интересами Европы в плане экономики и энергобезопасности ради пресловутой "трансатлантической солидарности".
 
Штаты и вовсе одобрили в декабре 2017 года пакет санкций, ограничивающих возможности для строительства Россией новых газопроводов. Эти рестрикции пока в действие не введены, но сделать это Вашингтон может в любой момент. При этом несколько дней назад Германия, которая станет конечной точкой "Северного потока-2", выдала разрешение на строительство трубопровода.
 
"Газопровод может нанести какой-то теоретический вред экологии только в ходе работ по его прокладке – уже уложенные под землю и воду трубы в принципе природе не угрожают. "Северный поток-1" это убедительно доказывает уже не первый год. При строительстве на суше будет работать тяжелая техника, которая, возможно, повлияет на экосистему. В случае с акваторией и прокладка "трубы" не страшна – судно-укладчик лишь испугает местную фауну, не более того.
 
Наибольшие проблемы проекту сейчас может создать Дания, где специально под "Северный поток-2" приняли закон о возможных угрозах национальной безопасности со стороны газопровода. По этом предлогом Копенгаген может запретить прокладку "трубы" в своих территориальных водах. Но на этот счет существует альтернативный план – газопровод пройдет в обход датской акватории.
 
Если же американцы введут принятые против проекта санкции, они большого вреда проекту не нанесут. Финансовые ограничения уже накладывались – "Газпром" нашел возможности их обойти. Новые рестрикции лишь помешают европейским компаниям оказывать услуги при строительстве газопровода. В частности, возникнет вопрос с судами-трубоукладчиками, их "Газпром" арендует у компаний ЕС. Впрочем, контракты по этой части заключены еще в 2017 году и суда давно зафрахтованы, так что и в этом вопросе вряд ли проект ждут какие-либо сложности", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 30.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики