Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

"Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

Говорить о политических факторах при реализации «Северного потока-2» Меркель начала уже после того, как Берлин дал «Газпрому» разрешение на строительство. Теперь для сохранения украинского транзита Германия либо вынуждена будет ввести санкции против проекта, либо увеличить закупки российского газа, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Политические факторы "Северного потока-2"

На совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко канцлер Германии Ангела Меркель сегодня впервые обозначила роль политических факторов в реализации проекта по строительству трубопровода «Северный поток – 2». По ее словам, без ясности по поводу роли украинского транзита, проект невозможен, в связи с чем и сам «Северный поток-2» нельзя назвать чисто экономическим проектом. 
 
«Позиция Меркель довольно интересна, потому что подобные заявления она начала делать уже после того, как власти Германии выдали все разрешения на строительство «Северного потока-2». По большому счету от Германии здесь уже ничего не зависит – разрешения получены и отыграть их назад получится только в случае введения политических санкций в отношение «Северного  потока-2».
 
Но так как санкций против газопровода пока не рассматривается, то европейские страны продолжают действовать в соответствии с национальным законодательством. Сейчас они имеют возможность в течение года рассмотреть заявку «Газпрома» на прокладку газопровода с точки зрения экологических норм», - объясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Украинский транзит зависит от Европы 

А так как Газпром не нарушает экологические нормы, то можно либо утвердить проект, как это уже сделали Германия и Финляндия, либо задним числом внести изменения в национальное законодательство, как это сделал Дания. В данном случае, что бы Меркель ни говорила о политической подоплеке, никаких новых решений от Германии ждать не стоит, уверен Юшков. Подобными заявлениями Меркель скорее беспокоится о репутации Германии как страны, которая отнимает транзит у Украины, а значит вредит ей.
 
«Кроме того, глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в прошлом году заявлял, что на Украине останется 10-15 млрд кубов транзита. Иными словами Россия гарантирует сохранение транзита и какой-то минимальный объем. Но во многом эти гарантии зависят от объема поставок газа в Европу - чем больше европейские страны будут потреблять российского газа, тем больше транзита пойдет через Украину.
 
Например, в 2017 году через Украину прошло 93, 5 млрд, а все суммарные мощности альтернативных украинскому маршруту газопроводов, среди которых «Северный поток», а также еще строящиеся «Северный поток-2» и Турецкий поток», дают 90,5 млрд кубов. При сохранении прошлогодних объемов поставок остаются еще 3 млрд, которые можно пустить только через Украину. При текущем спросе на газ в Европе, необходимость в украинском транзите сохранится, а если европейцы будут увеличивать закупки у России, то и объемы украинского транзита начнут расти», - отмечает Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 10.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики