Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

"Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

Говорить о политических факторах при реализации «Северного потока-2» Меркель начала уже после того, как Берлин дал «Газпрому» разрешение на строительство. Теперь для сохранения украинского транзита Германия либо вынуждена будет ввести санкции против проекта, либо увеличить закупки российского газа, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Политические факторы "Северного потока-2"

На совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко канцлер Германии Ангела Меркель сегодня впервые обозначила роль политических факторов в реализации проекта по строительству трубопровода «Северный поток – 2». По ее словам, без ясности по поводу роли украинского транзита, проект невозможен, в связи с чем и сам «Северный поток-2» нельзя назвать чисто экономическим проектом. 
 
«Позиция Меркель довольно интересна, потому что подобные заявления она начала делать уже после того, как власти Германии выдали все разрешения на строительство «Северного потока-2». По большому счету от Германии здесь уже ничего не зависит – разрешения получены и отыграть их назад получится только в случае введения политических санкций в отношение «Северного  потока-2».
 
Но так как санкций против газопровода пока не рассматривается, то европейские страны продолжают действовать в соответствии с национальным законодательством. Сейчас они имеют возможность в течение года рассмотреть заявку «Газпрома» на прокладку газопровода с точки зрения экологических норм», - объясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Украинский транзит зависит от Европы 

А так как Газпром не нарушает экологические нормы, то можно либо утвердить проект, как это уже сделали Германия и Финляндия, либо задним числом внести изменения в национальное законодательство, как это сделал Дания. В данном случае, что бы Меркель ни говорила о политической подоплеке, никаких новых решений от Германии ждать не стоит, уверен Юшков. Подобными заявлениями Меркель скорее беспокоится о репутации Германии как страны, которая отнимает транзит у Украины, а значит вредит ей.
 
«Кроме того, глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в прошлом году заявлял, что на Украине останется 10-15 млрд кубов транзита. Иными словами Россия гарантирует сохранение транзита и какой-то минимальный объем. Но во многом эти гарантии зависят от объема поставок газа в Европу - чем больше европейские страны будут потреблять российского газа, тем больше транзита пойдет через Украину.
 
Например, в 2017 году через Украину прошло 93, 5 млрд, а все суммарные мощности альтернативных украинскому маршруту газопроводов, среди которых «Северный поток», а также еще строящиеся «Северный поток-2» и Турецкий поток», дают 90,5 млрд кубов. При сохранении прошлогодних объемов поставок остаются еще 3 млрд, которые можно пустить только через Украину. При текущем спросе на газ в Европе, необходимость в украинском транзите сохранится, а если европейцы будут увеличивать закупки у России, то и объемы украинского транзита начнут расти», - отмечает Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 10.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики