Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

"Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

Говорить о политических факторах при реализации «Северного потока-2» Меркель начала уже после того, как Берлин дал «Газпрому» разрешение на строительство. Теперь для сохранения украинского транзита Германия либо вынуждена будет ввести санкции против проекта, либо увеличить закупки российского газа, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Политические факторы "Северного потока-2"

На совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко канцлер Германии Ангела Меркель сегодня впервые обозначила роль политических факторов в реализации проекта по строительству трубопровода «Северный поток – 2». По ее словам, без ясности по поводу роли украинского транзита, проект невозможен, в связи с чем и сам «Северный поток-2» нельзя назвать чисто экономическим проектом. 
 
«Позиция Меркель довольно интересна, потому что подобные заявления она начала делать уже после того, как власти Германии выдали все разрешения на строительство «Северного потока-2». По большому счету от Германии здесь уже ничего не зависит – разрешения получены и отыграть их назад получится только в случае введения политических санкций в отношение «Северного  потока-2».
 
Но так как санкций против газопровода пока не рассматривается, то европейские страны продолжают действовать в соответствии с национальным законодательством. Сейчас они имеют возможность в течение года рассмотреть заявку «Газпрома» на прокладку газопровода с точки зрения экологических норм», - объясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Украинский транзит зависит от Европы 

А так как Газпром не нарушает экологические нормы, то можно либо утвердить проект, как это уже сделали Германия и Финляндия, либо задним числом внести изменения в национальное законодательство, как это сделал Дания. В данном случае, что бы Меркель ни говорила о политической подоплеке, никаких новых решений от Германии ждать не стоит, уверен Юшков. Подобными заявлениями Меркель скорее беспокоится о репутации Германии как страны, которая отнимает транзит у Украины, а значит вредит ей.
 
«Кроме того, глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в прошлом году заявлял, что на Украине останется 10-15 млрд кубов транзита. Иными словами Россия гарантирует сохранение транзита и какой-то минимальный объем. Но во многом эти гарантии зависят от объема поставок газа в Европу - чем больше европейские страны будут потреблять российского газа, тем больше транзита пойдет через Украину.
 
Например, в 2017 году через Украину прошло 93, 5 млрд, а все суммарные мощности альтернативных украинскому маршруту газопроводов, среди которых «Северный поток», а также еще строящиеся «Северный поток-2» и Турецкий поток», дают 90,5 млрд кубов. При сохранении прошлогодних объемов поставок остаются еще 3 млрд, которые можно пустить только через Украину. При текущем спросе на газ в Европе, необходимость в украинском транзите сохранится, а если европейцы будут увеличивать закупки у России, то и объемы украинского транзита начнут расти», - отмечает Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 10.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики