Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

"Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

Говорить о политических факторах при реализации «Северного потока-2» Меркель начала уже после того, как Берлин дал «Газпрому» разрешение на строительство. Теперь для сохранения украинского транзита Германия либо вынуждена будет ввести санкции против проекта, либо увеличить закупки российского газа, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Политические факторы "Северного потока-2"

На совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко канцлер Германии Ангела Меркель сегодня впервые обозначила роль политических факторов в реализации проекта по строительству трубопровода «Северный поток – 2». По ее словам, без ясности по поводу роли украинского транзита, проект невозможен, в связи с чем и сам «Северный поток-2» нельзя назвать чисто экономическим проектом. 
 
«Позиция Меркель довольно интересна, потому что подобные заявления она начала делать уже после того, как власти Германии выдали все разрешения на строительство «Северного потока-2». По большому счету от Германии здесь уже ничего не зависит – разрешения получены и отыграть их назад получится только в случае введения политических санкций в отношение «Северного  потока-2».
 
Но так как санкций против газопровода пока не рассматривается, то европейские страны продолжают действовать в соответствии с национальным законодательством. Сейчас они имеют возможность в течение года рассмотреть заявку «Газпрома» на прокладку газопровода с точки зрения экологических норм», - объясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Украинский транзит зависит от Европы 

А так как Газпром не нарушает экологические нормы, то можно либо утвердить проект, как это уже сделали Германия и Финляндия, либо задним числом внести изменения в национальное законодательство, как это сделал Дания. В данном случае, что бы Меркель ни говорила о политической подоплеке, никаких новых решений от Германии ждать не стоит, уверен Юшков. Подобными заявлениями Меркель скорее беспокоится о репутации Германии как страны, которая отнимает транзит у Украины, а значит вредит ей.
 
«Кроме того, глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в прошлом году заявлял, что на Украине останется 10-15 млрд кубов транзита. Иными словами Россия гарантирует сохранение транзита и какой-то минимальный объем. Но во многом эти гарантии зависят от объема поставок газа в Европу - чем больше европейские страны будут потреблять российского газа, тем больше транзита пойдет через Украину.
 
Например, в 2017 году через Украину прошло 93, 5 млрд, а все суммарные мощности альтернативных украинскому маршруту газопроводов, среди которых «Северный поток», а также еще строящиеся «Северный поток-2» и Турецкий поток», дают 90,5 млрд кубов. При сохранении прошлогодних объемов поставок остаются еще 3 млрд, которые можно пустить только через Украину. При текущем спросе на газ в Европе, необходимость в украинском транзите сохранится, а если европейцы будут увеличивать закупки у России, то и объемы украинского транзита начнут расти», - отмечает Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 10.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики