Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Карусельный" реверс и газовые войны: особенности нового контракта "Газпрома" и "Нафтогаза"

"Карусельный" реверс и газовые войны: особенности нового контракта "Газпрома" и "Нафтогаза"

«Газпром» и «Нафтогаз» приступили к обсуждению условий нового контракта о транзите газа через территорию Украины в Европу после 2019 года. Как считают эксперты, речь идет о кратковременном контракте, согласно которому в Европу будет прокачиваться газ до начала полноценной работы альтернативных маршрутов доставки.  

Новый контракт "Газпрома" и "Нафтогаза" 

О начале обсуждения нового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» на период после 2019 года «Ведомостям» сообщили два человека, близкие к сторонам переговоров. Причем речь не идет о пересмотре действующего контракта, в центре внимание обсуждение транзита именно с 2020 года. Пока переговоры находятся в самой ранней стадии.
 
«Обсуждение контракта связано с тем, что Россия не успевает решить вопрос обхода Украины до окончания действия текущего транзитного контракта. Кроме того и в Европе в последнее время все чаще настаивают на сохранении транзита через Украину в том или ином виде. Но мы и раньше не собирались полностью от него отказываться.
 
Глава «Газпрома» Алексей Миллер неоднократно подчеркивал, что транзит через Украину в районе 15 млрд сохранится и после запуска всех новых проектов. Таким странам как Словакия, Молдавия или Венгрия удобнее поставлять газ именно через украинский маршрут. Для альтернативных способов необходимо построить еще много дополнительной инфраструктуры», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Инфраструктура в Европе 

В свою очередь преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков накануне отметил, что гарантии сохранения украинского транзита в большей степени зависят не от России, а от Европы. Чем больше европейские страны будут потреблять российского газа, тем больше транзита пойдет через Украину, так как совокупный объем альтернативных маршрутов составляет 90,5 млрд кубов, при загрузке украинской ГТС в 2017 году на уровне 93,5 млрд кубов.
 
«Текущий транзитный контракт официально заканчивается в 2019 году, если только его не разорвут через Стокгольмский арбитраж. Скорее всего, в первые годы после окончания контракта через Украину продолжит проходить объем больше 15 млрд кубов, потому что мощности, которые должны принимать газ в Европе также не успеют построить.
 
Например, вторую нитку газопровода Eugal, который должен забирать газ из «Северного потока-2» и вести его через Германию в Чехию, планируется достроить только к концу 2020 года. По второй нитке «Турецкого потока» также все продвигается не очень быстро – до сих пор нет четких договоренностей ни с Болгарией, ни с Грецией через которые газ должен пойти дальше в Сербию, Австрию и так далее», - продолжает наш собеседник.

"Карусельный" реверс и газовые войны

По мнению Митраховича, на выходе мы увидим, скорее всего, краткосрочные контракты на небольшой срок. А так как Украина стремится привлечь иностранные компании к обслуживанию своей ГТС, то в перспективе по прокачке предстоит договариваться еще и с европейцами. В отношениях с Украиной мы вернемся к той ситуации, которая существовала до 2009 года, когда каждый год начинался с очередной новогодней газовой войны.
 
В то же время между «Газпромом» и «Нафтогазом» сегодня действуют два контракта – не только о транзите сырья в Европу через ее территорию, но и о прямых поставках газа на Украину. Оба они заключены до конца 2019 года.
 
«Вопрос прямых поставок тоже будет параллельно обсуждаться, так как для Украины здесь может быть экономическая выгода, но это все же менее значимый сюжет, чем транзит. Все-таки при большом желании Киев может получать газ по реверсу. Хотя если поставки через ГТС будут сокращаться, то это отразится и на реверсных поставках.
 
Украина здесь может столкнуться с ситуацией, когда газа на ее западной границе недостаточно. В этом случае выяснится что реверс носил «карусельный» характер, и Украине придется договариваться о прямых поставках из России», - резюмирует Митрахович.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 11.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики