Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Словения согласилась на трубу

Словения согласилась на трубу

Любляна продлила контракт с «Газпромом» на пять лет

«Газпром» и словенская Geoplin заключили новый среднесрочный контракт на поставку газа, который сменил долгосрочное соглашение от 1992 года. Контрактный объем сокращен с 830 млн до 600 млн кубометров газа в год, а срок контракта составит только пять лет, до 2023 года. Следующим на очереди будет перезаключение крупного контракта «Газпрома» с Венгрией, который истекает в 2019 году.

«Газпром» и подконтрольный словенскому правительству трейдер Geoplin заключили контракт на поставку газа до 2023 года объемом 600 млн кубометров в год. Он сменит 25-летний контракт на поставку 830 млн кубометров в год, который был заключен в 1992 году и истек 31 декабря 2017 года. Сокращение объема в контракте типично для соглашений на европейском рынке в последние годы. Развитие биржевой торговли газом дало потребителям возможность при необходимости докупать объемы на газовом хабе, а риск изменения цен на хабе пока считается более приемлемым, чем невыборка обязательных объемов take-or-pay по контракту с «Газпромом».

Стороны не раскрыли ценообразование в новом соглашении, но собеседники “Ъ” полагают, что оно, вероятнее всего, основано на котировках хаба в австрийском Баумгартене. Хотя «Газпром» формально пока не отрекся от нефтепродуктовой индексации цен в контрактах, в последние годы монополия гораздо легче идет навстречу требованиям клиентов по внедрению привязки цен к спотовым ценам хабов. Отчасти это связано с тем, что в 2014–2015 годах цены на хабах были в целом выше, чем в рамках чисто нефтепродуктовой индексации.

За последние полгода это уже второй среднесрочный контракт с потребителями Центральной Европы: в сентябре 2017 года «Газпром» подписал десятилетний контракт на поставку в Хорватию 1 млрд кубометров в год. Продление контракта со Словенией также делает более неопределенными перспективы строительства терминала по приему сжиженного газа на хорватском острове Крк, который был рассчитан на частичное снабжение Словении и Венгрии.

Следующая волна перезаключений контрактов наступит для «Газпрома» в 2019–2022 годах: в 2019 году истекает крупный контракт с Венгрией на 8 млрд кубометров в год, в 2020 году — с Боснией и Герцеговиной (0,3 млрд кубометров) и итальянской Promgas (2 млрд), в 2021-м — контракты с Нидерландами (4 млрд кубометров) и Сербией (1,5 млрд кубометров). В 2022 году завершаются контракты с Польшей (10,2 млрд кубометров) и часть турецких контрактов (на 8 млрд кубометров в год). Венгерский контракт представляет собой проблему из-за неясности, по какому маршруту «Газпром» будет поставлять газ в страну после 2019 года, когда завершится транзитный контракт с Украиной. В феврале премьер Венгрии Виктор Орбан заявил, что страна собирается заключить 15-летний контракт на покупку 4 млрд кубометров газа в год в Румынии.

Румыния не слишком заинтересована продавать этот газ, поскольку намерена прежде всего закрыть свои потребности, отмечает Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности. В 2017 году Румыния закупила у «Газпрома» 1,2 млрд кубометров. По мнению эксперта, ясность по контракту с Венгрией наступит после того, как будут понятны объемы транзита через Украину после 2019 года. Что касается замены долгосрочного контракта на пятилетнее соглашение с Любляной, то, по мнению господина Гривача, это реалии сегодняшнего дня, учитывая стойкую рекомендацию Еврокомиссии не заключать длительные контракты. По его мнению, это не является проблемой для «Газпрома», поскольку по основным рынкам — Германии, Италии и Франции — соглашения продлены за горизонт 2030 года.

Автор: Юрий Барсуков


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики