Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На десять лет вперед: Германия закрепляет ключевую роль "Северного потока-2" для своей газовой сети

На десять лет вперед: Германия закрепляет ключевую роль "Северного потока-2" для своей газовой сети

План развития газовой сети Германии в 2018-2028 годах с учетом проекта «Северный поток-2» лишь подтверждает тот факт, что только российский газ сегодня способен заместить выпадающие объемы немецкой добычи и европейских поставщиков, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

План развития газовой сети Германии 

О начале консультаций по плану развития газовой сети страны в 2018-2028 годах с учетом проекта «Северный поток-2» сообщили в Федеральном сетевом агентстве ФРГ. Среди причин называется  сокращение добычи немецкого и нидерландского газа, поэтому агентство предлагает преобразовать зоны добычи и расширить сеть газопроводов. Рост спроса на российский газ в документе назван неизбежным, хотя и отмечается, что «Северный поток-2» нельзя считать «составной частью плана по развитию газовой сети» Германии.
 
«Германия не собирается ускоренным темпами развивать угольную промышленность или возобновляемые источники энергии, делая ставку на газ. Конечно, в Германии продолжают активно внедрять ВИЭ, но проблема с газовым месторождением в голландском Гронингене грозит выпадением очень серьезных объемов газа, поэтому только за счет возобновляемых источников ее не решить. Гораздо быстрее долю Нидерландов в энергобалансе Германии заместит «Газпром», чем ВИЭ.
 
Все идет к тому, что Германия будет получать все большую часть газа не с Запада и Нидерландов, а с севера через «Северный поток-2». Вполне логично, что в связи с этим им придется частично перестраивать ГТС, строить интерконнекторы, пересматривать газораспределение и так далее. Определенная особенность связана с качеством газа Нидерландов и России – они имеют разные характеристики, поэтому предстоит решить вопрос с обновлением оборудования для домохозяйств», - объясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Ключевое значение "Северного потока-2"

В данном контексте роль проекта «Северный поток-2» приобретает для Германии действительно ключевое значение, что отмечает и министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер. В частности он призывает не ставить реализацию проекта в зависимость от участия России в  сирийском конфликте. Альтмайер также рекомендует Германии во «избежание односторонней зависимости» построить инфраструктуру для СПГ-терминалов.
 
«Скорее всего, со временем у Германии и правда появятся СПГ-терминалы. Даже те документы, которые подписываются в рамках ЕС об энергетическом союзе, предполагают наличие трех источников снабжения. Сжиженный газ может стать одним из таких источников. Более того, Брюссель может обязать все страны, имеющие выход к морю, построить СПГ-терминалы в рамках развития общей сети.  
 
В то же время мощностей СПГ в Европе и сегодня предостаточно, но они используются максимум на 20% в год и в основном простаивают из-за высокой стоимости получаемого газа. Что касается Германии, то реализация такого проекта в случае одобрения займет несколько лет. Самый простой вариант предполагает «литовский подход», когда покупается плавучий СПГ-терминал, потом его швартуют в порту и строят к нему газопровод до сухопутной части страны», - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 16.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики