Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За ценами не угнаться: Что управляет бензиновым рынком этой весной (видео)

За ценами не угнаться: Что управляет бензиновым рынком этой весной (видео)

Рост цен на бензин на бирже приблизился к критической отметке, за которой неизбежно последует повышение стоимости автомобильного топлива и в рознице

Оптовые цены растут, отыгрывая дорожащую нефть на мировом рынке и снижение курса рубля, связанное с новыми санкциями США.

Профучастники уже выразили обеспокоенность ситуацией и предложили властям ряд мер по стабилизации рынка. На что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ответила предупреждением: публичные прогнозы трейдеров могут спровоцировать рост стоимости бензина.

В начале недели стоимость тонны АИ-95 на бирже при поставке в Москве достигла 48,9 тыс. руб., АИ-92 — 47,7 тыс. руб., увеличившись на 0,36% и 0,14% соответственно. Биржевые цены продолжают расти, несмотря на предупреждение ФАС, направленное ряду российских нефтекомпаний.

Поведение нефтяников понятно: крупные игроки делают ставку на более выгодный экспорт, ограничивая продажи на биржевом рынке, что вызывает недовольство антимонопольной службы. Соответствующие предупреждения получили "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ТАИФ и "Форте-Инвест".

В свою очередь, Совет по товарным рынкам (СПТР), объединяющий независимых участников топливного рынка, в письме правительству охарактеризовал ситуацию как "критическую", назвав биржевые цены на бензин "максимальными за всю историю торгов".

Правда, пока розница выдерживает натиск, несмотря на то, что НПЗ покупают нефть по рыночной стоимости, мирясь с тем, что нефтепереработка в настоящий момент невыгодна.

"При этом сдерживание розничных цен привело к тому, что в ряде регионов продавцы топлива на АЗС реализуют бензин с существенным убытком, что в перспективе может привести к ситуации не только сокращения, но и прекращения розничных продаж некоторыми операторами", - отметили в Совете по товарным рынкам.

Кто виноват?

Стоимость нефти на мировом рынке, безусловно, сказывается на цене нефтепродуктов. "Нефть за последний год существенно подорожала на мировых рынках, что при относительно стабильном курсе рубля привело к росту себестоимости производства моторного топлива", - рассказал "Царьград" аналитик АО "Финам" Алексей Калачев. 

Стоимость сырья составляет более 40% в розничной цене бензина и около 80% в себестоимости производства. Нефть за последний год существенно подорожала на мировых рынках, что при относительно стабильном курсе рубля привело к росту себестоимости производства моторного топлива. Тем более этот фактор работает сейчас, когда на фоне высоких цен на нефть, рубль не вырос, а подешевел. В результате в рублях нефть стоит уже 4 300, тогда как в более стабильные времена она выходила примерно в 3 000 рублей за баррель.

Ситуацией на внутреннем рынке управляют сразу несколько факторов, заявил "Царьграду" руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник.

Среди них, например, завершение избирательного цикла, а вместе с ним и негласного моратория на рост цен на топливном рынке. "С января 2018 года по март ценовых движений на рынке не было, котировки были будто бы заморожены", - отмечает он. По словам Пасечника, теперь компании пытаются наверстать упущенное.

Нефтяникам нужно компенсировать затраты на модернизацию НПЗ, кроме того, на отрасль давят растущие акцизы, поясняет эксперт. "Власти обещали компаниям снять акциз за переход на новые стандарты бензина (Евро-5), но обещание свое не выполнили", - указывает эксперт.

Кроме того, центр прибыли вертикально-интегрированных компаний сместился в оптовое звено, и пострадавшими окажутся независимые продавцы топлива, указал он. По его словам, негативное давление на рынок оказывает и отсутствие конкуренции, когда динамика цен определяется крупными компаниями.

 


 

Для роста цен производителей есть и объективные причины, соглашается Алексей Калачев.  "Во-первых, ставшие регулярными по весне плановые ремонты крупных НПЗ и необходимость в связи с этим создавать резервы топлива ограничивают объемы предложения топлива на рынке, - пояснил он "Царьграду". -  Во-вторых, холодная зима и затянувшиеся холода этой весной привели к большему расходу всех видов топлива. В-третьих, экспортный фактор, когда в результате "налогового маневра" производителям стало выгоднее продавать бензин на экспорт".

"Российские НПЗ находятся под давлением налогового маневра, снижающего привлекательность переработки и переносящего на неё налоговое бремя", - пояснил "Царьграду" ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. По его словам, из-за увеличения НДПИ растет внутренняя цена нефти, а снижение экспортных пошлин требует повышения отпускных цен на нефтепродукты. При этом глубина переработки и выход светлых фракций не позволяют 2/3 наших НПЗ быть эффективными, а рост налоговой нагрузки в целом и ее неопределённость в будущем не позволяют вкладывать в модернизацию значительные средства, указал эксперт.

А по оценкам СПТР, "во всем виноваты" крупные нефтяные игроки, которые искусственно формируют дефицит на внутреннем рынке и провоцируют рост цен как на бирже, так и для конечных потребителей.

Ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков отметил, что цены розничного рынка автомобильного топлива напрямую не привязаны к оптовым биржевым ценам. "Поскольку вертикально интегрированные нефтяные компании России (ВИНК) занимают монопольное положение, в этом звене регулятором выступает антимонопольная служба, которая формулирует ценовую политику по принципу "инфляция минус", - объяснил он в своей колонке в Forbes.

То есть рост цен на АЗС ВИНК допустим, но он не должен превышать годовую инфляцию в стране, отметил эксперт, уточнив, что это требование до сих пор выполнялось.

Кто пострадал?

По словам В.Костюкова, система, при которой одновременно происходит "рыночное движение оптовых и администрирование розничных цен", страдает изъяном. Когда оптовые цены опережают розничные, маржа независимых владельцев АЗС уходит в отрицательную зону, что выталкивает их с рынка, подчеркнул он.

"Биржевые цены на топливо – это, по большей части, всего лишь индикатор, но на него ориентируются производители, формируя оптовые цены, - сообщил А. Калачев. - Сегодня на бирже бензин марки АИ-92 котировался по 47,8 рублей за тонну, что соответствует 35,6 рублей за литр. А между тем, средняя розничная цена бензина этой марки на АЗС страны сегодня составляла 37,99 рублей за литр. Как независимые розничные сети могут в эти 2,40 рубля разницы втиснуть свои операционные и прочие расходы, совершенно непонятно".

По его словам, сетям придется либо повышать цены, проигрывая конкуренцию с брендовыми сетями производителей топлива, либо "химичить" с качеством, либо разоряться. Сетям АЗС крупных нефтегазовых компаний проще, они могут перераспределять издержки между добычей, переработкой и розницей.

При этом пока никаких изменений на рынке, способных охладить биржевые цены, не наблюдается, отмечают аналитики. Более того, сезонный рост спроса на нефтепродукты, связанный с началом весенне-летнего периода, а также плановые ремонты НПЗ приведут к дальнейшему росту цен.

Как отметили источники газеты "Коммерсант", если оптовые цены на бензин вырастут выше пороговой отметки в 50 тыс. рублей за тонну, стоимости топлива на АЗС придется отыграть это повышение.

А последствием негативной динамики может стать банкротство и уход с рынка независимых сетей АЗС, отмечают в СПТР. Это, в свою очередь, вызовет рост безработицы и сокращение налоговой базы, а также снизит конкуренцию в секторе.

Что делать?

В качестве мер по стабилизации рынка СПТР предлагает правительству "отпустить" розничные цены, повысить нормативы обязательных продаж бензина на рынке и снизить ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо "для обеспечения положительной рентабельности продаж топлива".

"Акцизы уже составляют до 20% от розничной цены бензина, - рассказал А.Калачев. -  Если раньше в Налоговый кодекс закладывалось их постепенное снижение, что помогало с ними мириться в ожидании этого снижения, то теперь это не так. На 2018-2020 годы заложено уже не снижение, а постепенное повышение акцизов на моторное топливо с темпом около 4% в год".

Сдержать цены можно, если не повышать, а снизить акцизы, считает аналитик. Можно также пересмотреть параметры налогового маневра в сторону повышения экспортных пошлин на нефтепродукты, либо компенсировать снижение экспортных пошлин "обратными" акцизами поставщикам топлива на внутренний рынок, чтобы простимулировать рост предложения. Однако сложности формирования доходной части бюджета вряд ли позволят пойти на это, указывает он.

Что ждет потребителей

Административный контроль, высокая конкуренция среди сетей АЗС и низкий платежеспособный спрос не позволяют задирать розничные цены на автозаправках, отметил А. Калачев. "Мы раздражаемся, видя регулярно растущие ценники, а между тем, за год средняя цена Аи-92 на заправках страны выросла всего на 6,7% - с 35,6 рублей за литр в середине апреля прошлого года до 37,99 рублей за литр сегодня", - указал он.

По прогнозам А.Пасечника, цены на бензин в 2018 году превысят годовую инфляция и составят около 8%.

А. Калачев отказался от ценовых прогнозов. По его словам, ФАС крайне ревностно относится к чужим прогнозам, подозревая аналитиков в манипулировании рынком топлива.

"В любом случае, мы уверены, что контролирующие органы и производители постараются удержать цены в рамках, определяемых инфляцией", - заключил эксперт. 

Автор: Юлия Катенева

Источник: Царьград, 17.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики