Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июнь 2009 г.

Топ-лист событий за июнь 2009 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июнь 2009 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Треугольник ЕС – Украина – Россия

    Весь июнь нас держала в напряжении вероятность второй газовой войны. Угроза еще не миновала, обострение отношений может произойти в любой момент. У каждой из сторон есть лица, демонстрирующие жесткость позиции и, в определенной мере, бескомпромиссность. Со стороны Брюсселя все более активно заявляют о себе те, кого мы называем «европейскими талибами», т.е настоящие фундаменталисты, такие как Жозе Мануэл Баррозу – председатель Европейской комиссии, которые убеждены, что Россия – угроза для Европы. Что бы Россия ни делала, все интерпретируется не в ее пользу. Для таких политиков вторая газовая война – возможность окончательно дискредитировать Россию. Собственно, июньские события демонстрируют, что Европейская комиссия делает все, чтобы война произошла. Логическим итогом июня стало заявление г-на Баррозу о том, что надо срочно закачивать газ и спасаться. Позиция России тоже достаточно жесткая. Совершенно очевидно, что Путин заинтересован в получении хотя бы части контроля за украинской ГТС. Отсюда и его предложение Баррозу связать историю кредитования с реформой самой украинской ГТС, которую сам Путин оценивает как попытку отсечь Россию от украинских труб. И его, конечно, это не устраивает. Что касается самой Украины, то там некому решать вопросы. Безвластие, паралич становятся все более очевидными, и совершенно ясно, что никто реформу газовой отрасли за оставшиеся до январских выборов месяцы проводить не будет. И если раньше мы все время ждали седьмого числа, потому что это день оплаты за прошлый месяц, теперь каждый день мы будем ждать, закачает Украина этот газ или не закачает в подземные газохранилища.

  2. Визит Дмитрия Медведева в Азербайджан

    Россия подписала договор на закупку полумиллиарда кубометров азербайджанского газа, что интерпретируется как первый шаг в замыкании на Россию газа, предназначавшегося для газопровода Набукко. Мы втягиваемся в достаточно опасную историю, и с Европейским союзом происходит то же самое. И Россия, и Европа за счет своего конфликта повышают статус как некоторых добывающих государств (например, Азербайджана), так и роль транзитных стран (таких как Турция). И те этим умело пользуются, стравливая Россию и Европу, играя на их противоречиях, выбивая себе комфортные цены и политические уступки. Азербайджан получает хорошую цену за газ со второй очереди Шах-Дениза, а Турция получает колоссальный аргумент – все основные трубопроводы на юг Европы могут пойти именно через ее территорию. Тем самым Европа загоняет себя в чудовищную ловушку, но и Россия вынуждена за это расплачиваться. Слишком высокую цену мы начинаем платить за газ из Центральной Азии и Каспия. В результате, конфликт продавца и покупателя (под которыми мы подразумеваем Россию и ЕС) ведет к очень тяжелым последствиям для обоих.

  3. Финляндия вынесла положительное заключение экологической экспертизы по проекту «Северный поток»

    Это решение является первой серьезной позитивной новостью для данного проекта. И это на фоне той жесткой критики, которой подвергаются проекты «Серенный поток» и «Южный поток» со стороны Европейского союза. Понятно, что это решение вряд ли является окончательным, Финляндия затребовала дополнительные документы для уточнения вопроса влияния этого проекта на рыболовство. Но, по крайней мере, очень важно, что Финляндия решение этого вопроса пытается деполитизировать. Именно так мы оцениваем факт вынесения предварительного решения и дальнейших согласований по отдельным аспектам на уровне экспертов, на самом деле, это и важно. Обратная ситуация у России со Швецией, которая должна вынести свой вердикт осенью. Здесь деполитизировать вопрос пока не удается. К тому же, в Швеции приближаются парламентские выборы, а с первого июля Швеция стала председателем в Европейском союзе. Это означает, что господин Баррозу теперь будет посещать Швецию с вопросами: «Ну как, вы боретесь с Россией? Вы понимаете, насколько эта страна чудовищно опасна для Европы? Вы же председатели, вы с нами?» И этот фактор, как представляется, очень опасен.

  4. Заключение соглашения между правительствами РФ и Китая о долгосрочных поставках нефти в Поднебесную – 15 млн т ежегодно в течение 20 лет

    На фоне роста напряженности в отношениях с Европой, естественно, активизируются сторонники так называемого альтернативного пути, деверсификации. Прежде всего, речь идет о том, что нам необходимо активнее сотрудничать с Китаем. ФНЭБ неоднократно предупреждал, насколько опасна может быть такая стратегия в условиях не то что не растущей, но и падающей добычи нефти. Отметим, что первое полугодие по нефти достаточно неплохое, но и роста мы тоже не видим. Это означает, что дополнительные экспортные возможности пока неясно за счет чего будут заполняться. И конечно, давно хотелось бы почитать этот контракт с Китаем, который почему-то получил характер тайны. Может быть, тогда мы бы и разобрались и с ценами, и с условиями поставок. Пока же в этом вопросе остается слишком много вопросов и слишком много тайн.

  5. Начало строительства БТС-2

    Что бы нам ни говорила «Транснефть», китайская труба и БТС-2 – это два проекта, которые живут параллельной жизнью. И стоило Игорю Ивановичу Сечину начать строительство трубы в Китай, как тут же началось и строительство альтернативного проекта БТС-2. Эти проекты - альтернативные, по той простой причине, что один хоть и ведет на Балтику, а другой - в Китай, в условиях падающей добычи нефти на оба проекта сырья не хватит. Поэтому триллер «БТС-2 против ВСТО» продолжается. Будем внимательно следить за его развитием.

  6. Визит к премьер-министру Владимиру Путину руководства компаний Total и Shell

    Эти события идут вместе, потому что совершенно ясно, что Путин не просто обсуждал с представителями компаниями прошлое или мелкие совместные проекты. Конечно, Путин подбирает для Новатэка иностранных партнеров для развития ямальских проектов, прежде всего Южно-Тамбейского месторождения, и возможного строительства там завода СПГ. По сути дела, визиты к Путину означают высшее одобрение именно этих двух компаний в качестве партнеров Новатэк. А это компания и сама по себе очень интересная, потому что чуть менее 20% в ней принадлежат Газпрому и 18,2% принадлежат официально г-ну Тимченко через оффшор.

  7. Инициативы Владимира Путина по реорганизации системы управления недрами

    Эти инициативы правильнее было бы назвать инициативами Сечина. Основная цель, на наш взгляд, заключается в том, чтобы снизить роль министра природных ресурсов и повысить роль Роснедр во главе с Ледовских. Совершенно не исключено, что, апеллируя к необходимости либерализации и наведения порядка в этой сфере, Роснефть преследует совсем иную цель, поскольку терпит одно поражение за другим в борьбе с Газпромом за лицензии. Соответственно, простой аппаратный ход: хочешь инициативу поменять – затевай реорганизацию.

  8. Годовое собрание Газпрома

    Сенсации не произошло. Совет директоров избран. В нем только одна замена – умерший Борис Федоров заменен научным руководителем Путина и Медведева, что, конечно, баланс сил в компании никак не изменит. Но сейчас, наверное, для компании самое главное - не политические проблемы, а экономические. И накануне годового собрания Газпром официально объявил о сокращении инвестиционной программы на 30%, что, несомненно, является тяжелым испытанием для Газпрома в условиях падающей экспортной выручки. Конечно, экспорт в Европу в третьем-четвертом квартале будет расти, это достаточно очевидно, будет расти и выручка, но вот эта цифра годового падения инвестиций настораживает.

  9. Годовое собрание Роснефти

    Самое главное – это увеличение полномочий Совета директоров компании, который теперь может увольнять президента компании и решать вопросы о продаже акций. Таким образом, слухи о конфликте Сечина с Богданчиковым, может быть, являются не просто слухами. Значит, ждет кадровых новостей.

  10. Визит Дмитрия Медведева в Африку

    С одной стороны, Россия действует, что называется, по-взрослому, потому что сейчас поход за колониями (это касается прежде всего Африки) совершается всеми основными геополитическими игроками: и странами Запада, и Китаем. Африку делят. Делят ее активно и агрессивно. И Россия боится опоздать, если уже не опоздала. Поэтому в принципе попытка вернуться в Африку, где у нас были неплохие позиции в советское время, вполне логична. Вопросов два: не поздно ли и хватит ли финансов? Пока заявленные проекты носят объем 2,5 млрд долларов. Есть окно возможностей по Транссахарскому газопроводу, потому что западные компании в этом проекте участвовать не будут (им проще строить заводы по сжижению газа). Нигерия готова привлечь Газпром в этот проект. Есть еще одна угроза на африканском континенте: не понятно, что делать с повстанцами, которые действуют на территории Нигерии и угрожают взорвать газопровод в случае, если он будет построен. Армия освобождения дельты реки Нигер действует довольно активно. И смена президента в Нигерии не привела к нормализации обстановки.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики