Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украину сносит потоком

Украину сносит потоком

"Газпром" строит планы по полному отказу от транзита 

На пресс-конференции в Берлине зампредседателя "Газпрома" Александр Медведев сделал сразу несколько громких заявлений: компания не намерена продлевать контракт на транзит с "Нафтогазом" на текущих условиях и готова построить "Северный поток - 3", если Евросоюз подтвердит потребность в газе. Заявления неслучайно сделаны вместе. "Северный поток - 2" не позволит России полностью отказаться от транзита через Украину, но очевидно, что зависеть от настроения соседа не хотят ни "Газпром", ни европейские потребители (что подтверждает выдача разрешений странами ЕС на строительство российского трубопровода). С помощью "третьей очереди" "Северного потока" российский газовый монополист может перевести весь свой экспорт на прямые поставки.

Отказ "Газпрома" сотрудничать с "Нафтогазом" на прежних условиях "даже при смене Солнца и Луны", на фоне провальных попыток переговоров сторон о заключении нового контракта, заставляет задуматься о возможных проблемах с поставками газа в Европу после 2019 г. При нынешнем уровне транзита в ЕС после запуска "Северного потока - 2" через соседнее государство будет проходить до 18 млрд кубометров газа, но экспорт в Европу второй год подряд увеличивается. Напомним, в 2017 г. "Газпром" направил в ЕС 194,4 млрд кубометров газа, что на 8,4% больше, чем в 2016-м, поставив абсолютный рекорд. В 2018-м г. компания рассчитывает улучшить прошлогодний результат.

Решить проблему с оставшимся транзитом через Украину можно единственным способом – строительством еще одной трубы, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Будет это "Северный поток - 3" или "Турецкий поток - 2" – большой вопрос – если Турция покажет себя надежным транзитером, то маршрут новой трубы может пройти южнее, говорит эксперт. Многое будет зависеть от ситуации на газовом рынке Европы. Впрочем, пока все складывается в позитивном для "Газпрома" ключе.

"Аргумент "за" заключается в том, что спрос на газ в Европе растет, а собственная добыча, наоборот, падает. Ситуация с Гронингеном разворачивается крайне негативно для европейцев, месторождение по экологическим соображениям выводят из оборота быстрее, чем ожидалось. Вместе с тем Парижское соглашение стимулирует к замещению угля газом, одновременно расширяется область применения газа – буксировка судов, ГМТ. Исходя из сегодняшних реалий, потенциал для проекта "Северный поток - 3" существует. Благоприятная ситуация на рынке газа позволяет этот сценарий рассматривать", – рассказал Накануне.RU глава ФНЭБ.

Помимо Нидерландов, добычу из-за сейсмической ситуации снижает Норвегия, по политическим причинам под угрозой поставки газа в ЕС из Ливии. Основной конкурент российского трубопроводного газа на этом рынке – СПГ из Штатов – не выдерживает ценовой конкуренции. Кроме того, США не могут заместить российские поставки из-за отсутствия транспорта.

"Во-первых, в Америке существует дефицит добычи газа в размере 30 млрд кубометров, во-вторых, нет ресурсов для отправки – танкеров. В мире нет свободных газовозов, но чтобы компенсировать поставки российского газа в Европу на уровне прошлого года, Америке потребуется найти 150-120 танкеров-газовозов современного класса. Их строят две верфи в мире: Daewoo и Samsung, поэтому для строительства таких танкеров нужны десятилетия. Если Европа откажется от дешевого российского газа в пользу СПГ, то снизится конкурентоспособность товаров, на такой шаг она не пойдет", – рассказал Накануне.RU профессор Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, эксперт комитета Госдумы по энергетике Валерий Бессель.

Новый газопровод может понадобиться России не только для решения проблем с Украиной. Роль транзитера выполняет Белоруссия, через ее территорию проходит газопровод "Ямал - Европа", мощностью 32,9 млрд кубометров в год. Белоруссия – не самый простой партнер России, возможно, еще и поэтому идея строительства "белорусского потока" (Александр Лукашенко в свое время предлагал "Газпрому" к 2020 г. проложить новую трубу через республику) не показалась российской стороне привлекательной.

"При строительстве "Северного потока - 3" речь может идти не об увеличении экспорта из-за возросшей потребности Европы, а об изменении маршрута поставок для исключения транзитных рисков. В будущем для "Газпрома" любой транзит через третьи страны может оказаться нежелательным, если компания решит максимально обходиться прямыми поставками, какие-то объемы перебросят на гипотетический "Северный поток - 3". Надеясь на рост спроса в Европе, нужно учитывать, что теоретически ЕС все еще хочет уменьшить долю российского газа в своем портфеле", – рассказал Накануне.RU старший аналитик по нефти и газу "ФК Уралсиб" Алексей Кокин. Он добавил, что строительство новой трубы – вопрос следующих 5-10 лет.

С ресурсной базой, как и с финансированием"Северного потока - 3", у "Газпрома" проблем не возникнет. Европейцы, если санкционный режим к тому времени будет это позволять, войдут в прибыльный проект на правах акционеров. В ином случае у компании хватит собственных средств, не исключены госинвестии. Что же до ресурсов, то базой станет якорный для "Газпрома" Ямало-Ненецкий автономный округ.

"Уже сейчас на Ямале к разведанным запасам относится 17 трлн кубометров газа, если мы произведем доразведку офшорных (морских, – прим.) месторождений, ресурсная база Ямала составит 20-22 трлн "кубов" газа", – говорит Бессель.

Автор: Алёна Ласкутова  

Источник: Накануне.Ru, 25.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики