Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Три маршрута на Китай: стала известна основная причина сокращения поставок нефти из России в Европу

Три маршрута на Китай: стала известна основная причина сокращения поставок нефти из России в Европу

Увеличение поставок в Китай связано со спецификой состава российской нефти, добываемой на западно-сибирских месторождениях. Речь идет о низкозернистой нефти - она стоит дороже, поэтому попадает на азиатские рынки сразу по трем маршрутам, объясняет преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Сокращение поставок нефти из РФ в Европу

С начала года нефтеперерабатывающие заводы Европы получили на 19% меньше российской нефти по сравнению с тем же периодом прошлого года, приводит данные Bloomberg. Как считают эксперты издания, российскую нефть в Европе заменят ближневосточной и американской.
 
Но в то же время российский нефтяной экспорт в Китай за первый квартал 2018 года вырос сразу на 43%. Причем по данным Главного таможенного управления Китая, Россия последние месяцы стабильно становится крупнейшим поставщиком нефти, обгоняя по этим показателям своих ключевых конкурентов - Саудовскую Аравию и Анголу.
 
«В уменьшении поставок в Европу трагедии нет, все-таки рынок нефти глобален - если где-то убыло, то в другом месте прибавилось. Регионализация рынка здесь не так выражена, как на рынке газа. Причем после окончания строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) мы постоянно наблюдаем тенденцию переключения на азиатские рынки. Для российских компаний очень выгодно отправлять нефть в Азию с западно-сибирских месторождений.
 
В Западной Сибири преобладает более дорогая низкосернистая нефть, но если ее отправляют по трубе на Запад, то там она смешивается с поволжской высокосернистой нефтью, и на выходе мы видим среднесернистую, которая продается по более низкой цене. Именно поэтому компании стремятся направлять нефть на азиатские рынки по ВСТО», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Три маршрута в Китай

По большому счету в Китай российская нефть сегодня идет уже по трем маршрутам. Около 10 млн тонн «Роснефть» отправляет транзитом через Казахстан, 30 млн тонн идет по трубе ВСТО, а многие компании дополнительно используют и мощности порта Находки, где заправляют танкеры, которые поставляют нефть на азиатские рынки, объясняет Игорь Юшков.
 
«Что касается европейского направления, то туда нефть идет в основном по старым маршрутам. В последнее время загрузка построенного в 60-е годы магистрального нефтепровода «Дружба» стабильно сокращается, маршруты переключаются на порты - Приморск, Усть-Луга и Новороссийск. В любом случае на стоимости нефти в Европе сокращение поставок из России не отразится.
 
Никакого дефицита ждать не стоит, как и изменения ее цены, потому что она определяется в глобальном масштабе через торги фьючерсами, и по большому счету является оторванной от реальной ситуации на рынке. Тенденция по увеличения поставок в Китай будет сохраняться и дальше до какой-то определенной степени, но и полностью с европейского рынка мы тоже не уйдем – все-таки часть месторождений качать на Запад более выгодно», - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 30.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики