Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На газовом рынке правит бал политика (аудио)

На газовом рынке правит бал политика (аудио)

Гость: Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ. Ведущий – Владимир Аверин.

АВЕРИН: Конечно, интрига – это "Северный поток – 2", и, по мнению очень многих обозревателей, и Макрон, и Меркель не могли не поднимать так или иначе этот вопрос, потому что и французские компании задействованы в строительстве этого газопровода, и немецкие компании уж очень задействованы. Более того, пришла сегодня новость, что в немецком Лубмине начали готовить уже строительную площадку для выхода на берег газопровода "Северный поток -2", значит, немецкая сторона действительно не отступает от своих решений, хотя тоже было такое ощущение, что Трамп выскажет решительное "нет", и европейцы с этим вынуждено согласятся.

СИМОНОВ: Действительно, я думаю, что визиты, которые вы упомянули, довольно важны для нас, и в контексте проекта "Северный поток – 2", потому что не является конспирологией, к сожалению, тот факт, что Соединенные Штаты традиционно выступают против слишком тесных энергетических контактов между Россией и Европейским союзом. Скоро будет д остаточно важная историческая дата – 1 июня 1968 года был подписан первый в истории Советского Союза тогда западный контракт с западной страной. Это была Австрия. Вот, 1 июня 1968 года мы с Австрией подписали газовый контракт, и 1 сентября начались поставки по этому контракту, несмотря на Пражскую весну, несмотря на ввод танков. И, собственно, на самом деле, вообще-то первый контракт мы должны были подписать с итальянцами, но Соединенные Штаты сделали все, чтобы этого не произошло. И вот Австрия оказалась первым государством, которая взяла на себя смелость.

Экономическая выгода была очевидна изначально, а вот политически эту смелость нужно было проявить, но Австрия не входила в НАТО и пыталась сохранить нейтралитет. И вот когда этот прорыв произошел, дальше мы подписали контракт с итальянцами, с немцами, потом начался вот этот проект – Уренгой – Помары – Ужгород и так далее.

Я говорю это к чему? Мы внимательно изучали все эти 50 лет наших газовых отношений, там масса чего интересного, но я, к сожалению, вынужден ответственно заявить, что на протяжении всех этих 50 лет и даже больше, начиная еще со времен Матеи, первого главы ENI, Соединенные Штаты всегда выступали против того, чтобы европейцы приобретали энергоносители в Советском Союзе.

АВЕРИН: А вот здесь я уточню. Это ведь никоим образом не связано с тем, что Советский Союз и США были конкурентами на газовом рынке, это исключительно политические мотивы?

СИМОНОВ: Начнем с того, что Советский Союз и Соединенные Штаты тогда не были конкурентами на газовом рынке, да и сейчас, честно говоря, при наших поставках в 194 миллиарда кубов в Европу. А в этом году, думаю, мы еще поговорим, судя по итогам апреля, абсолютным рекордам, я думаю, в этом году можно прогнозировать – с учетом еще низкого уровня газа в хранилищах европейских, – что можем преодолеть фантастическую, казалось бы, цифру в 200 миллиардов кубов – это вполне реально. Вот, по итогам первых 4-х месяцев, там прогноз пока 198, я думаю, если поднапрячься, на 200 выйдем. Согласен, кстати, вы правильно говорите, много зависит от того, какая в декабре будет погода, но, тем не менее, это фантастический результат совершенно.

Таким образом, тогда мы не конкурировали, Соединенные Штаты и не планировали тогда экспортировать свой СПГ, таких вариантов не было. Я вам даже больше скажу: были проекты даже производства СПГ в Советском Союзе с участием американских бизнесменов. В этом плане американский бизнес, я вам тоже могу массу примеров привести из 70-х годов до рейгановских санкций, когда американский бизнес партнерствовал с Советским Союзом в нефтегазовых проектах.

Полностью слушайте в аудиоверсии. 

Источник: Вести FM, 03.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики