Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На газовом рынке правит бал политика (аудио)

На газовом рынке правит бал политика (аудио)

Гость: Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ. Ведущий – Владимир Аверин.

АВЕРИН: Конечно, интрига – это "Северный поток – 2", и, по мнению очень многих обозревателей, и Макрон, и Меркель не могли не поднимать так или иначе этот вопрос, потому что и французские компании задействованы в строительстве этого газопровода, и немецкие компании уж очень задействованы. Более того, пришла сегодня новость, что в немецком Лубмине начали готовить уже строительную площадку для выхода на берег газопровода "Северный поток -2", значит, немецкая сторона действительно не отступает от своих решений, хотя тоже было такое ощущение, что Трамп выскажет решительное "нет", и европейцы с этим вынуждено согласятся.

СИМОНОВ: Действительно, я думаю, что визиты, которые вы упомянули, довольно важны для нас, и в контексте проекта "Северный поток – 2", потому что не является конспирологией, к сожалению, тот факт, что Соединенные Штаты традиционно выступают против слишком тесных энергетических контактов между Россией и Европейским союзом. Скоро будет д остаточно важная историческая дата – 1 июня 1968 года был подписан первый в истории Советского Союза тогда западный контракт с западной страной. Это была Австрия. Вот, 1 июня 1968 года мы с Австрией подписали газовый контракт, и 1 сентября начались поставки по этому контракту, несмотря на Пражскую весну, несмотря на ввод танков. И, собственно, на самом деле, вообще-то первый контракт мы должны были подписать с итальянцами, но Соединенные Штаты сделали все, чтобы этого не произошло. И вот Австрия оказалась первым государством, которая взяла на себя смелость.

Экономическая выгода была очевидна изначально, а вот политически эту смелость нужно было проявить, но Австрия не входила в НАТО и пыталась сохранить нейтралитет. И вот когда этот прорыв произошел, дальше мы подписали контракт с итальянцами, с немцами, потом начался вот этот проект – Уренгой – Помары – Ужгород и так далее.

Я говорю это к чему? Мы внимательно изучали все эти 50 лет наших газовых отношений, там масса чего интересного, но я, к сожалению, вынужден ответственно заявить, что на протяжении всех этих 50 лет и даже больше, начиная еще со времен Матеи, первого главы ENI, Соединенные Штаты всегда выступали против того, чтобы европейцы приобретали энергоносители в Советском Союзе.

АВЕРИН: А вот здесь я уточню. Это ведь никоим образом не связано с тем, что Советский Союз и США были конкурентами на газовом рынке, это исключительно политические мотивы?

СИМОНОВ: Начнем с того, что Советский Союз и Соединенные Штаты тогда не были конкурентами на газовом рынке, да и сейчас, честно говоря, при наших поставках в 194 миллиарда кубов в Европу. А в этом году, думаю, мы еще поговорим, судя по итогам апреля, абсолютным рекордам, я думаю, в этом году можно прогнозировать – с учетом еще низкого уровня газа в хранилищах европейских, – что можем преодолеть фантастическую, казалось бы, цифру в 200 миллиардов кубов – это вполне реально. Вот, по итогам первых 4-х месяцев, там прогноз пока 198, я думаю, если поднапрячься, на 200 выйдем. Согласен, кстати, вы правильно говорите, много зависит от того, какая в декабре будет погода, но, тем не менее, это фантастический результат совершенно.

Таким образом, тогда мы не конкурировали, Соединенные Штаты и не планировали тогда экспортировать свой СПГ, таких вариантов не было. Я вам даже больше скажу: были проекты даже производства СПГ в Советском Союзе с участием американских бизнесменов. В этом плане американский бизнес, я вам тоже могу массу примеров привести из 70-х годов до рейгановских санкций, когда американский бизнес партнерствовал с Советским Союзом в нефтегазовых проектах.

Полностью слушайте в аудиоверсии. 

Источник: Вести FM, 03.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики