Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От нефти ждут доходов

От нефти ждут доходов

Бюджет получит дополнительные 1,4 трлн рублей

Фьючерс на североморскую нефть марки Brent в течение недели поднялся выше отметки $76 за баррель, в моменте котировки поднимались выше $77. Рост котировок происходит на фоне выхода США из ядерной сделки с Ираном, отчасти на цену давит и постепенное падение добычи в Венесуэле. При сохранении роста или же стабилизации нефтяных цен средневзвешенная стоимость барреля в 2018 году достигнет $70, что как минимум на $8 больше, чем в прошлом году. При росте средней стоимости с $62 до $70 бюджет РФ в этом году сможет получить еще около 1,4 трлн рублей дополнительных доходов. Впрочем, котировки во многом продолжают зависеть от растущего производства в США, а также от перспектив сделки ОПЕК+ в 2019 году, считают аналитики.

Подорожание нефти продолжается с начала апреля. На данный момент оно происходит на фоне ухудшения отношений Вашингтона и Тегерана. 8 мая США вышли из ядерной сделки с Ираном. Также влияние оказывает кризис в Венесуэле. Впрочем, для роста есть и вполне фундаментальные факторы. В основном значительно снизившиеся запасы нефти и сдерживаемая ОПЕК добыча. Благодаря этому средневзвешенная цена барреля Brent в этом году достигнет $70 за бочку, рассказал «Известиям» управляющий партнер аналитической компании Rystad Еnergy Яранд Ристад.

— Мы видим, что ОПЕК вышла на запланированные соглашением показатели, запасы нефти в хранилищах рекордно снизились. Соответственно, отреагировали и нефтяные цены. По нашим расчетам, в этом году средняя цена Brent будет в районе $70 за бочку, — рассказал он «Известиям».

Запасы нефти находятся на минимальных за последние пять лет значениях. Так, в феврале коммерческие резервы в странах Евразии, Северной Америки и в Австралии снизились до 2,841 млрд баррелей. По большей части это обусловлено снижением добычи стран соглашения ОПЕК+, заключенного в октябре 2016 года. В сделке участвует и Россия. К концу марта отечественные компании сократили добычу на 280 тыс. баррелей в день по сравнению с октябрем 2016 года, рассказывал министр энергетики Александр Новак.

Впрочем, для роста стоимости нефти есть и другие факторы. К примеру, снизившееся в период 2014–2015 годов бурение новых скважин, рассказал Яранд Ристад. Кроме того, сказываются политическая напряженность на Ближнем Востоке, слабый доллар и падение добычи в Венесуэле, рассказал «Известиям» аналитик агентства Moody's по нефтегазовому сектору стран СНГ Денис Перевезенцев. Тем не менее наибольшее влияние на динамику цен в ближайшие полгода окажет решение стран ОПЕК+ о сворачивании или же продлении сделки на 2019 год, подчеркнул эксперт.

Ограничение по добыче нефти действует до конца 2018 года, в июне страны должны принять решение по дальнейшей судьбе сделки, говорил Александр Новак. Четкое решение со стороны России о продлении сделки пока отсутствует. Не исключено, что сделка будет продлена на 10–20 лет, такой вариант обсуждается с Россией, сообщал наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд. Представитель Минэнерго от комментариев отказался.

Россия может как выйти из сделки для поддержания добычи и защиты своих рынков, так и сохранить сделку с пересмотром квот, чтобы не допустить падения цен на нефть, считают опрошенные «Известиями» аналитики. Это обусловлено хотя бы тем, что параллельно с сокращением добычи в странах — участницах ОПЕК+ США планомерно наращивают производство сланцевой нефти. Уже сейчас «сланцевый фактор» создает большие риски для нефтяных котировок: весь мировой спрос на нефть растет медленнее добычи нефти в Штатах, замечает Яранд Ристад. По сути, весь дополнительный спрос удовлетворяется за счет американцев, их доля на рынке растет, отметил директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

По прогнозам Мирового энергетического агентства (МЭА), спрос в этом году не вырастет более чем на 1,5 млн т, притом что добыча в странах вне картеля вырастет более чем на 1,8 млн т. Непродление сделки снова приведет к дисбалансу на мировом рынке, но даже при продлении стоит ожидать отскока нефтяных цен к концу 2018 года до $60–65 за баррель, прогнозирует Яранд Ристад.

Высокие цены позволяют России восстановить подушку ликвидности в виде резервных фондов, но даже падение котировок до $50–60 за баррель некритично для российского бюджета — сверхдоходы выше 40 отсекаются и напрямую в бюджет не попадают, заметил Дмитрий Маринченко. В прошлом году от роста цен на нефть бюджет заработал дополнительно 1,2 трлн рублей, говорил Александр Новак. С учетом средней доли налогов в цене добываемой нефти в 71%, при росте средней стоимости с $62 до $70 бюджет в этом году сможет получить еще около 1,4 трлн рублей дополнительных доходов, говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. По мнению экспертов, рост котировок поможет и нефтяникам, а по итогам года их акционеров ждут более щедрые дивиденды. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 10.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики