Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Для «Набукко» нет источников

Для «Набукко» нет источников

В проекте «Набукко» не было бы ничего страшного и драматичного, если бы объяснение у этого проекта было простым и логичным: Европа в условиях падающей собственной добычи испытывает острую необходимость в дополнительных объемах газа, и поэтому она пытается построить новые трубопроводы к новым источникам. Однако проект сознательно заостряют в политической сфере, и обычно главным объяснением является необходимость диверсифицировать поставки и снизить «ужасную» зависимость от России. Таким образом, проект «Набукко» предлагается как альтернатива поставкам России. Это и не скрывается. Постоянно можно услышать, что теперь после газовой войны России и Украины возросла необходимость строительства «Набукко». Таким образом, данный проект подается фактически как способ спасения от России. Европейский житель воспринимает «Набукко» уже как такую необходимость.

Естественно, все это делается теми людьми в Брюсселе, которых мы называем «брюссельским талибами». Эти люди искренне убеждены в том, что нужно сделать все, чтобы спастись от России, что Россия никогда не станет частью европейского пространства, а всегда будет только врагом. Поэтому их задача сделать все, чтобы дискредитировать Россию, и они предлагают такой проект «Мы верим в „Набукко“, „Набукко“ нас спасет».

В реальности «Набукко», конечно, не спасет, потому что, по данным Мирового энергетического агентства, в 2030 году доля импорта газа в Европе может составить уже 90%. Добыча собственного газа в Европе падает и довольно сильно. По оценке европейских экспертов, уже в 2015 году Европе может понадобиться дополнительно более 100 млрд кубометров газа. При этом возможности для получения нового газа из традиционных источников, таких как север Африки или Норвегия, достаточно ограничены. И кстати, по многим оценкам, сама Норвегия сейчас наращивает добычу газа, а в 2015 году уже выйдет на плато и наращивать добычу уже не сможет.

Для «Набукко» есть несколько потенциальных источников. Азербайджан — но мы знаем, что там всего 8 млрд кубов на второй очереди Шах-Дениза. Туркмения — сейчас весь газ оттуда уже поставляется на рынок Европы и Украины. Да, Россия закупает этот газ, но транзитирует его в Европу и на Украину. По большому счету, надо честно сказать — здесь есть диверсификация маршрутов доставки газа из Туркмении, но пока нет нового газа. Есть ещё Иран, но после известных событий гайки там закрутят ещё сильнее. Это означает, что работать с Ираном будет только сложнее. Далеко не факт, что европейцы готовы к сотрудничеству с Ираном, ведь одно дело говорить, а другое дело инвестировать. И если мы посмотрим на официальные проектные карты «Набукко», мы обнаружим, что проект предполагает прокладку трубы через территорию Турции дальше в Европу. Описано все красочно, но нет ответа на главный вопрос: откуда газ попадет в Турцию?

Кстати, участие Турции в проекте вообще вызывает много вопросов. Здесь Европа попадает в очень серьезную ловушку. Если не принять Турцию в ЕС — это будет означать, что Турция сможет шантажировать Европу, и, самое главное, Турция будет закупать предназначающийся ЕС газ на своей границе и перепродавать его в Европу. То есть Турция превратится в ухудшенный вариант Украины со всеми рисками — и транзитными, и политическими. Лучше её принять в ЕС, потому что это будет означать распространение действия законодательства Европейского Союза на территорию Турции, а значит, там будет действовать и знаменитый третий пакет, который предполагает, что собственник трубы обязан пускать в свою трубу газ любого собственника, не имеет права дискриминировать собственника газа или не предоставлять ему свободных объемов в трубе, если они есть. Таким образом, получается, что для того, чтобы Турция не перепродавала газ, нужно её принимать в ЕС. Конечно, есть в Европе сторонники правильного ислама (или ислама-лайт), который, как они считают, распространен в Турции, но в реальности мы видим рост исламских радикальных настроений в Турции. Другие эксперты считают, что принятие Турции в ЕС равносильно политической катастрофе. И совершенно очевидно, что налицо ситуация политического капкана, с которым пока не ясно, что делать.

Таким образом, мы видим, что Европа сознательно драматизирует ситуацию. Россия вынуждена отвечать аналогичным способом, может быть, и неумело (отсюда и реакция по типу «Ах, вы не хотите нас? Тогда мы скупим весь газ, предложив комфортные условия Туркмении, Азербайджану и прочим»). Получается, что выигрывают именно страны Центральной Азии, которые теперь шантажируют Европу Россией, а Россию Европой. Выигрывает Турция, которая получает фантастический козырь — все антироссийские трубы идут через её территорию. И, наконец, выигрывает Китай, потому что за счет конфликта России и Европы освобождается пространство в Центральной Азии, куда Китай уверенно заходит. Закончится в следующем году строительство трубы в Китай из Туркмении, это 40 млрд кубов, которые уйдут с европейского направления. Китай выделил кредит Туркмении и Казахстану, Таджикистану. Не исключаю, что скоро в Ферганской долине под любыми предлогами появятся китайские миротворцы. Значит, Китай политически, финансово и энергетически привязывает к себе Центральную Азию. А вот это и есть угроза для Европы, потому что если сегодня Россия покупает тот же туркменский газ для европейцев, то Китай покупает его для себя. Эти 40 млрд кубов — это те кубометры, которые уйдут с европейского направления. Если вы хотите верить, что Туркмения удвоит добычу за 7–8 лет, то, конечно, верить можно. Но лично я поверю больше, что Туркмения не справится со всеми обязательствами, но Китаю отказать она не сможет, потому что Китаю надо отдавать деньги. И я не исключаю, что Китай будет сопровождать все энергетические контракты ещё и усилением своего военного присутствия в этом регионе. Кстати, то же самое было и в Африке: все контракты с Африкой сопровождались появлением там под разными предлогами китайских военных. Поэтому «европейские талибы» во главе с г-ном Баррозу, когда он все время говорит, что Россия для Европы — страшная угроза, вредят и России, и Европе, потому что выиграют от этих конфликтов не мы и не они. Выигрыш достанется Китаю, странам ЦАР и Турции. Вот основные бенефициарии усилий ЕС по так называемой диверсификации поставок.

Автор: Константин Симонов


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики