Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Через Белоруссию и Польшу до Германии: "Дружба-2" укрепит позиции России в Европе

Через Белоруссию и Польшу до Германии: "Дружба-2" укрепит позиции России в Европе

Информация о том, что компании «Роснефть» и Total заключили контракт на поставку нефти из России в Германию, является важной вехой в рамках развития отечественной энергетической отрасли – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Роснефть» может проложить новый нефтепровод в Германию

Отметим, что компания «Роснефть» заключила контракт с французской компанией Total, по которому данная российская структура поставит в Германию от 4,8 до 10,8 млн тонн нефти в течение двух лет, причем одним этим аспектом данное соглашение не исчерпывается.
 
Дело в том, что оно коррелирует с заявлениями руководства компании «Роснефть» о том, что данная структура собирается продлить ветку нефтепровода «Дружба», который был построен Советским Союзом для поставки нефти в европейские государства.
 
Другой вопрос, что нефтепровод «Дружба» состоит из двух частей – северная проходит через территорию Белоруссии и Польши до Западной Германии(в шестидесятые годы кроме ФРГ существовала еще и ГДР), а южная идет через западную часть Украины в страны Восточной и Центральной Европы. Речь в данном случае идет именно о северном направлении этого нефтепровода.
 
При этом, возникает вопрос, а есть ли практические перспективы у данного проекта, учитывая то обстоятельство, что Польша на сегодня вместе с Украиной и прибалтийскими республиками является наиболее активным критиком проекта «Северный поток-2».
 
Нельзя еще забывать и про американский закон CAATSA, который может наложить санкции на этот проект.

Нефтяной рынок не такой политизированный, как газовый

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что данный проект действительно имеет очень хорошие перспективы, поскольку на практике нефтяная отрасль гораздо меньше политизирована, чем газовая.
 
«Нефтяная отрасль гораздо меньше политизирована, чем газовая, и это объективно. Просто в газовой отрасли на постоянной основе подписываются контракты, которые теоретически, конечно, могут быть привязаны к спотовому рынку, т.е. к стандартным ценам на углеводороды, но зачастую все условия здесь фиксируются индивидуально», - констатирует Юшков.
 
По словам Игоря Валерьевича, у нефти в отличие от газа существует глобальный рынок, в рамках которого определяются отпускные цены на данный энергетический продукт и заключаются сделки между поставщиками и конечными потребителями.
 
«В силу этого, в данном вопросе гораздо меньше играет роль политический фактор и гораздо больше – экономический, что ведет к тому, что сложностей здесь намного меньше, чем в современной газовой тематике», - заключает Юшков.

Евросоюз потребляет российской нефти даже больше, чем газа

Как замечает эксперт, многие просто не знают, что если сравнить долю российской нефти на европейском энергетическом рынке с долей российского газа, то она будет даже существенно больше. При этом, это не вызывает такой ожесточенной критики, как то, что мы имеем сегодня с усилением позиций «Газпрома» в энергетическом балансе современного Евросоюза.
 
Напомним, что «Газпром» за последний год нарастил свое присутствие в Евросоюзе, вследствие чего, его доля в потреблении газа на континенте дошла до 33-34 процентов, что вызвало настоящую истерию со стороны некоторых европейских стран и политиков.
 
«Кроме того, не нужно забывать про то, что Россия является традиционным поставщиком нефти на европейский рынок, включая, естественно, и Германию, поэтому данная инициатива «Роснефти» вызовет там полное понимание», - резюмирует Юшков.
 
Более того, европейцам на сегодня даже приходится конкурировать за российскую нефть, поскольку все больше и больше этого энергоресурса уходит на азиатские рынки, поэтому все такие начинания находятся в русле европейских интересов.

Предложение «Роснефти» является выходом для Евросоюза

«Ведь здесь есть объективный экономический момент – цены на нефть в Азии выше, чем в Европе, поэтому если нефть добывается в Западной Сибири, то ее часто выгодней поставлять в тот же Китай, чем в страны Европы. Таким образом, данные проекты «Роснефти» являются крайне выгодным предложением со стороны этой отечественной компании», - констатирует Юшков.
 
К тому же, существует различие и в сортах – в Западной Сибири добывается высокосернистая нефть, которая стоит значительно дороже поволжского сорта Urals, который в основном и идет в Европу через «Дружбу». Только в случае подобных поставок нефть смешивается и продается по ценам Urals, поэтому в данном проекте «Роснефть» идет европейцам на серьезнейшие уступки.
 
«Во многом из-за этого часть ниток газопровода «Дружба» в настоящее время являются недозагруженными», - заключает Юшков.
 
Таким образом, о политике нам не стоит здесь беспокоиться, поскольку немцы действительно заинтересованы в гарантированных поставках нефти из России, и это им в первую очередь необходимо думать о том, чтобы эти планы «Роснефти» оказались реализованными.
 
«Поэтому необходимо прийти к выводу, что никаких сложностей здесь не будет, тем более, «Роснефть» в рамках данного проекта не будет покупать себе каких-либо активов в Европе. Ведь настороженные взгляды у европейцев были в тот период, когда российские компании скупили огромное количество НПЗ на территории стран-членов Евросоюза», - резюмирует Юшков.
 
Что касается структуры подобного нефтепровода, то он, совершенно точно, будет сухопутным, ведь нефть в отличие от газа не является экологически безвредным видом топлива, поэтому без той же Польши в этом проекте не обойтись.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 14.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики