Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Пакет ушел в поток": ЕС модернизовал свою "антироссийскую линию" по газу

"Пакет ушел в поток": ЕС модернизовал свою "антироссийскую линию" по газу

Стратегия Евросоюза по уменьшению зависимости от российского газа действительно не дала конечного результата – считает ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Третий энергопакет улучшил позиции частных потребителей в Евросоюзе

Дело в том, что известный бельгийский портал EURACTIV подготовил доклад, в котором проанализировано воздействие норм так называемого Третьего энергопакета на структуру газового рынка современного Евросоюза.
 
По данным бельгийских экспертов, данные меры, введенные на территории Евросоюза в 2006 году, положительно сказались на частных потребителях стран-членов этой общеевропейской площадки. Благодаря данным нормативным мерам порядка 70 процентов продаж газа в Евросоюзе происходит сегодня на открытых площадках, что позволило сделать прозрачной общую структуру цен.
 
Теперь цены на газ в Евросоюзе имеют не фиксированный характер, а зависят от колебаний спроса и предложения.
 
Кроме того, данный нормативный акт обеспечил разделение участников рынка на производителей энергоресурсов и операторов газотранспортных сетей, что усилило позиции конечных потребителей, особенно учитывая тот факт, что развитие общеевропейской системы газопроводов привело к тому, что в Евросоюзе стало возможным перебрасывать газ во всех направлениях.

Европа вынуждена идти на уступки России

Другой вопрос, что эксперты EURACTIV пришли к выводу, что Третий энергопакет не добился главной политической цели, а именно снижения позиций «Газпрома» на рынке Евросоюза. Более того, европейцы за последние 12 лет стремительно нарастили объемы потребления российского газа, что привело к тому, что на долю России приходится теперь треть рынка Евросоюза.
 
Причины этого прозрачны – стагнация добычи в Норвегии, снижение добычи на шельфе Северного моря, а также фактическое сворачивание газового месторождения Гронинген в Голландии, которое происходит уже не первый год по экологическим причинам.
 
Предлагаемая альтернатива в виде СПГ упирается в тот факт, что такой продукт дороже, чем российский трубопроводный газ, а также в то обстоятельство, что в мире не существует единого газового рынка. Из-за этого у Евросоюза есть серьезные трудности по получению газа с других мировых рынков, не говоря уже о том, что на всем этом раскладе сил негативно сказалась «Арабская весна» и коллапс государственного института в Ливии. В результате, Европа теперь недополучает газ и из Северной Африки.
 
В такой ситуации у стран-членов Евросоюза нет альтернативы, как строить энергетическое сотрудничество с Россией, а также идти ей на серьезные уступки, которые касаются, прежде всего, строительства газопровода «Северный поток-2».

Евросоюз смирился с газовым доминированием России

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что Евросоюз в силу этих обстоятельств уже принял стратегическое решение идти по газу в сторону Москвы.
 
«В этом плане показательно решение властей Брюсселя, которые уже дали разрешение на строительство «Северного потока-2». Конечно, можно объяснить это тем, что в данном органе сильны позиции немецкой бюрократии, но на практике это говорит о том, что европейская политическая элита понимает, что ей без российского газа никуда», - заключает Митрахович.
 
Достаточно вспомнить проблемы, которые сегодня есть в Германии – там идет сворачивание атомной промышленности, из-за чего в этой стране начался беспрецедентный рост потребления каменного угля, поэтому немецкую экономику может поддержать только газ из России. В Брюсселе это все прекрасно понимают, поэтому там и дали свою санкцию на «Северный поток-2».
 
«Тот факт, что Еврокомиссия, несмотря на все существующие у нее возможности, не решилась заблокировать данный проект, показывает, что политическое решение по российскому газу Брюсселем уже принято», - констатирует Митрахович.

Еврокомиссия полностью не откажется от антироссийской линии

И это положительное решение было вынесено, несмотря на ту риторику, которую мы сегодня слышим от некоторых европейских политиков и вполне конкретных государств, активно лоббирующих на континенте антироссийскую линию.
 
«Все это свидетельствует о долгосрочных планах Евросоюза на российскую энергетику и том, что перед нами политическое решение, которое касается общего характера взаимоотношений Москвы и Брюсселя на ближайшие годы», - резюмирует Митрахович.
 
Что касается общей эффективности европейской политики по отказу от российского газа, которую проводила в жизнь все та же Еврокомиссия, то, как считает Станислав Павлович, она не привела к каким-либо серьезным результатам.
 
«Можно посмотреть хотя бы на последние показатели, когда доля российского газа на европейском рынке заняла 34 процента от общего потребления. Все это свидетельствует о том, что Евросоюзу не удалось найти альтернативные источники природного газа, которые были бы надежными и хотя бы минимально коммерчески рентабельными», - заключает Митрахович.
 
Впрочем, это не говорит и о том, что Еврокомиссия больше не будет вставлять России палки в колеса – например, у нас возможны трудности по продолжению второй нитки «Турецкого потока», ведь у этого проекта нет такого лоббиста, как Германия.
 
«С другой стороны, это не отменяет объективных проблем Евросоюза в виде отсутствия альтернативных поставщиков газа вместе с кризисом собственной добычи, поэтому Брюссель продолжит свое газовое сотрудничество с Москвой», - констатирует Митрахович.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики