Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзиты и лимиты: Путин и Меркель определили "газовую судьбу" Украины

Транзиты и лимиты: Путин и Меркель определили "газовую судьбу" Украины

Заявленное Владимиром Путиным условие для транзита российского газа через Украину после запуска "Северного потока-2"‍ имеет один нюанс – никто не говорит, какие именно объемы оставят украинской "трубе". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Прокачка газа по украинской газотранспортной системе (ГТС) после введения "Северного потока-2" и "Турецкого потока" останется, но весь вопрос в том, какие объемы по ней будут прокачивать. Руководство "Газпрома" говорит о 10-15 млрд кубометрах в год – это заявка России. Киев ставит на гораздо большее – порядка 40-60 млрд. Европа и вовсе пока не определилась – та же Ангела Меркель в вопросы об объемах предпочитает не углубляться. Вилка 15-60 млрд – наиболее сегодня реалистичная. В прошлом году через Украину прошли 93 млрд кубометров российского газа.
 
И нужно понимать, что в первые годы после запуска "Северного потока-2" и "Турецкого потока" , даже если все пройдет успешно и по плану, резко сократить объемы по украинской ГТС не получится. Есть инфраструктурные ограничения. Газопровод  EUGAL, предназначенный для доставки газа "Северного потока-2" до германо-чешской границы, на полную мощность заработает только к концу 2020-го. Возможны политические ограничения на его работу, появится ли отвод в Европу от "Турецкого потока" – это тоже пока вопросы дискуссионные. В 2020-2021 году можно ждать прокачку по Украине 50 млрд кубов, потом эти объемы будут сокращаться", - отмечает аналитик.
 
Российский лидер Владимир Путин на пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель заявил, что после реализации проекта газопровода "Северный поток-2" не предполагается приостановка транзита газа через Украину. Президент РФ отметил, что этот проект всегда выводился за рамки политических процессов – Москва считает его "чисто экономическим". Также глава государства добавил: "Поставки [через Украину] будут продолжены, если они окажутся экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности".
 
"Судьба украинской ГТС после ввода в строй "Северного потока-2" и "Турецкого потока" вполне предсказуема – вероятнее всего, она будет дезинтегрирована на отдельные составляющие. Сейчас это четыре нитки устаревшего и ненадежного газопровода, в итоге останется лишь одна. В таком сепарированном виде ей можно продлить жизнь, если Россия, Украина и какая-то европейская компания договорятся о такой поддержке.
 
Что власти Украины в таком случае намерены делать со снабжением газом ряда регионов своей страны – совсем непонятно. Сейчас газораспределительная система тесно увязана с газотранспортной, расформирование последней лишит топлива целые области. А поддержание всей структуры в жизнеспособном состоянии Киеву не по карману. Видимо, придется экстренно просить деньги и тянуть новые газопроводы по стране. Или отказываться от газа на бытовом уровне – в Ереване в 1990-х квартиры отапливали "буржуйками", к примеру", - подчеркивает эксперт.

Бессилие США

"Северный поток - 2" - проект расширения действующего магистрального газопровода "Северный поток", связывающего Россию и Германию по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Украины, Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран. Трубопровод в целом повторяет маршрут "Северного потока" и пройдет через исключительные экономические зоны и территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Его протяженность превысит 1,2 тысячи км, а пропускная способность - 55 млрд кубометров газа в год.
 
Помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк на днях объявила, в случае дальнейшего развития "Северного потока-2" Вашингтон может ввести санкции против этого проекта. Позже стало известно, что Вашингтон предлагает Ангеле Меркель отказаться от поддержки строительства газопровода. Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер сегодня официально декларировал: гипотетический отказ Берлина от "Северного потока-2" не гарантирует рост импорта сжиженного газа из США, которого Вашингтон всеми силами добивается.
 
"Дожать Германию для отказа от "Северного потока-2" у США вряд ли получится – в Берлине очень сильны голоса в поддержку этого проекта. Они звучат на уровне политиков, партий в Бундестаге, региональных властей, а также на уровне бизнеса. Заглушить этот хор очень непросто.
 
Если же говорить о санкциях против европейских компаний, которые работают с "Газпромом", то Вашингтон их утвердил в качестве законопроекта еще в августе 2017 года. Однако до сих пор Белый дом эти меры давления не активировал. С тех пор прошел почти год. Причина проста: в законодательстве Штатов прописано, что американскому президенту следует ввести санкции после консультаций с европейскими партнерами, и если ограничения не противоречат интересам США.
 
Совершенно очевидно, что серьезный разлад в отношениях с Европой вовсе не отвечает американским интересам и планам НАТО, поэтому европейские компании спокойно сотрудничают с "Газпромом". Новые санкции против "Северного потока-2" вводить будет тоже сложно, так как они опять поставят Штаты на грань конфликта с ЕС. А на фоне ссоры с Европой по поводу Китая, Ирана, торговых пошлин новый конфликт будет перебором даже для США. И, вероятнее всего, уступкой Вашингтона станет "Северный поток-2", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 18.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики