Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзиты и лимиты: Путин и Меркель определили "газовую судьбу" Украины

Транзиты и лимиты: Путин и Меркель определили "газовую судьбу" Украины

Заявленное Владимиром Путиным условие для транзита российского газа через Украину после запуска "Северного потока-2"‍ имеет один нюанс – никто не говорит, какие именно объемы оставят украинской "трубе". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Прокачка газа по украинской газотранспортной системе (ГТС) после введения "Северного потока-2" и "Турецкого потока" останется, но весь вопрос в том, какие объемы по ней будут прокачивать. Руководство "Газпрома" говорит о 10-15 млрд кубометрах в год – это заявка России. Киев ставит на гораздо большее – порядка 40-60 млрд. Европа и вовсе пока не определилась – та же Ангела Меркель в вопросы об объемах предпочитает не углубляться. Вилка 15-60 млрд – наиболее сегодня реалистичная. В прошлом году через Украину прошли 93 млрд кубометров российского газа.
 
И нужно понимать, что в первые годы после запуска "Северного потока-2" и "Турецкого потока" , даже если все пройдет успешно и по плану, резко сократить объемы по украинской ГТС не получится. Есть инфраструктурные ограничения. Газопровод  EUGAL, предназначенный для доставки газа "Северного потока-2" до германо-чешской границы, на полную мощность заработает только к концу 2020-го. Возможны политические ограничения на его работу, появится ли отвод в Европу от "Турецкого потока" – это тоже пока вопросы дискуссионные. В 2020-2021 году можно ждать прокачку по Украине 50 млрд кубов, потом эти объемы будут сокращаться", - отмечает аналитик.
 
Российский лидер Владимир Путин на пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель заявил, что после реализации проекта газопровода "Северный поток-2" не предполагается приостановка транзита газа через Украину. Президент РФ отметил, что этот проект всегда выводился за рамки политических процессов – Москва считает его "чисто экономическим". Также глава государства добавил: "Поставки [через Украину] будут продолжены, если они окажутся экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности".
 
"Судьба украинской ГТС после ввода в строй "Северного потока-2" и "Турецкого потока" вполне предсказуема – вероятнее всего, она будет дезинтегрирована на отдельные составляющие. Сейчас это четыре нитки устаревшего и ненадежного газопровода, в итоге останется лишь одна. В таком сепарированном виде ей можно продлить жизнь, если Россия, Украина и какая-то европейская компания договорятся о такой поддержке.
 
Что власти Украины в таком случае намерены делать со снабжением газом ряда регионов своей страны – совсем непонятно. Сейчас газораспределительная система тесно увязана с газотранспортной, расформирование последней лишит топлива целые области. А поддержание всей структуры в жизнеспособном состоянии Киеву не по карману. Видимо, придется экстренно просить деньги и тянуть новые газопроводы по стране. Или отказываться от газа на бытовом уровне – в Ереване в 1990-х квартиры отапливали "буржуйками", к примеру", - подчеркивает эксперт.

Бессилие США

"Северный поток - 2" - проект расширения действующего магистрального газопровода "Северный поток", связывающего Россию и Германию по дну Балтийского моря в обход транзитных государств: Украины, Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран. Трубопровод в целом повторяет маршрут "Северного потока" и пройдет через исключительные экономические зоны и территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Его протяженность превысит 1,2 тысячи км, а пропускная способность - 55 млрд кубометров газа в год.
 
Помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк на днях объявила, в случае дальнейшего развития "Северного потока-2" Вашингтон может ввести санкции против этого проекта. Позже стало известно, что Вашингтон предлагает Ангеле Меркель отказаться от поддержки строительства газопровода. Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер сегодня официально декларировал: гипотетический отказ Берлина от "Северного потока-2" не гарантирует рост импорта сжиженного газа из США, которого Вашингтон всеми силами добивается.
 
"Дожать Германию для отказа от "Северного потока-2" у США вряд ли получится – в Берлине очень сильны голоса в поддержку этого проекта. Они звучат на уровне политиков, партий в Бундестаге, региональных властей, а также на уровне бизнеса. Заглушить этот хор очень непросто.
 
Если же говорить о санкциях против европейских компаний, которые работают с "Газпромом", то Вашингтон их утвердил в качестве законопроекта еще в августе 2017 года. Однако до сих пор Белый дом эти меры давления не активировал. С тех пор прошел почти год. Причина проста: в законодательстве Штатов прописано, что американскому президенту следует ввести санкции после консультаций с европейскими партнерами, и если ограничения не противоречат интересам США.
 
Совершенно очевидно, что серьезный разлад в отношениях с Европой вовсе не отвечает американским интересам и планам НАТО, поэтому европейские компании спокойно сотрудничают с "Газпромом". Новые санкции против "Северного потока-2" вводить будет тоже сложно, так как они опять поставят Штаты на грань конфликта с ЕС. А на фоне ссоры с Европой по поводу Китая, Ирана, торговых пошлин новый конфликт будет перебором даже для США. И, вероятнее всего, уступкой Вашингтона станет "Северный поток-2", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 18.05.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики