Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без транзита через Украину Меркель отзовет свою поддержку «Северного потока — 2»

Без транзита через Украину Меркель отзовет свою поддержку «Северного потока — 2»

Роль Украины как страны-транзитера должна сохраниться, заявила канцлер ФРГ после встречи с российским президентом в Сочи. Может ли Москва пойти на такую уступку?

Будем за него бороться — так Владимир Путин после сочинской встречи с Ангелой Меркель прокомментировал строительство «Северного потока — 2». На итоговой пресс-конференции лидеры России и Германии сообщили, что обсуждали Сирию, Иран, Украину и вопрос газопровода по дну Балтики.

После завершения строительства «Северного потока — 2», который Германия рассматривает как экономический и коммерческий проект, роль Украины как страны-транзитера должна сохраниться, заявила Меркель, добавив, что нужно подумать о гарантиях для Киева. 

Ранее The Wall Street Journal сообщила, что Дональд Трамп попросил Ангелу Меркель отказаться от поддержки «Северного потока — 2». В обмен американский лидер предложил провести переговоры по новому торговому соглашению: якобы США могут не вводить заградительные пошлины на европейские сталь и алюминий, но за это Европа откажется от поддержки «Северного потока — 2» и будет закупать больше американского сжиженного природного газа.

Заявления сторон после встречи ведущий Business FM Алексей Пантелеев обсудил с политологом Георгием Бовтом: 

— Меркель говорит о гарантиях для Украины после того, как будет введен «Северный поток — 2», то есть чтобы для нее в результате сохранились гарантии транзита. Значит ли это, что для Германии вопрос окончательно решенный, только речь идет о том, чтобы обсуждать какие-то возможные условия и что будет после ввода газопровода?

— Для Германии вопрос решен в том, что это условие сохранения ее поддержки «Северного потока — 2». Без газового транзита через Украину, я думаю, Меркель отзовет свою поддержку, тем более что на нее оказывают давление США. Я думаю, что они еще поторгуются по поводу объемов поставок, и какую-то часть поставок немцы все-таки, может быть, будут покупать в виде американского СПГ. Они фактически уже намекали на то, что готовы увеличить или готовы поработать для того, чтобы эти поставки увеличили. Это может произойти в том числе и за счет «Северного потока — 2». Но мы не знаем, как будет осуществляться дальнейшее давление со стороны США. До 1 июня, когда истекает срок ультиматума по американским импортным пошлинам — 25% на сталь и 10% на алюминий — еще многое может измениться. Еще целых десять дней до переговоров. Переговорные позиции могут быть созданы или скорректированы в самый последний момент.

— Если брать российскую позицию, Путин сказал, что мы готовы бороться за проект. Но есть ли у нас то, чем мы можем пожертвовать для продвижения этого проекта или что мы можем уступить? С точки зрения Германии это договоренности по транзиту через Украину. А с точки зрения России что может быть?

— Это и есть уступка, на которую мы можем, наверное, пойти. Эта уступка — сохранение транзита через Украину. Изначально «Северный поток — 2» задумывался как альтернатива украинскому транзиту, после чего планировали забить там большую пробку и больше газ через Украину не пропускать. Теперь этот план вроде как срывается. Это и будет наша уступка. Все остальные уступки — политические, связанные с Донбассом и так далее. 

О позиции Германии рассуждает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Проект «Северный поток — 2» нужен России, это очевидно. Но он также нужен и Германии. Речь идет не только о том, что Германия сможет получить еще один канал прямых поставок газа из России. Я напомню, что Германия — крупнейший потребитель российского газа в мире, объем порядка 55 млрд. Но Германия благодаря «Северному потоку — 2» превращается и в довольно серьезный транзитный хаб: газ дальше идет в Австрию, в Италию. То есть растет роль Германии и как транзитного звена, а здесь есть и политика: если газ через вас дальше идет в Италию, то роль Германии как политического центра Европы тоже увеличивается. Поэтому здесь интересы Германии тоже имеются. Самым главным на этой встрече, конечно, была не столько позиция Путина — ясно, что Россия будет этот проект продвигать и будет за него бороться — но, прежде всего, позиция Германии. В очередной раз Меркель, как мы с вами вчера и ожидали, подтвердила, что Германия не против этого проекта и рассматривает его как экономический проект. Кстати, экономика там действительно есть: не секрет, что ресурсная база поставок с Уренгойского узла сместилась на полуостров Ямал в Бованенково. Если посмотреть на глобус, вы увидите, что с Уренгоя поставки через Украину были логичными с точки зрения транспорта. Но когда добыча переехала на 700 километров на север, путь через Балтийское море оказался просто существенно короче, а в газовом бизнесе расстояния имеют значение».

Ангела Меркель также заявила, что Европа не хочет, чтобы Тегеран выходил из ядерной сделки. Канцлер ФРГ отметила, что важность отношений США и ЕС сохраняется, несмотря на ряд актуальных разногласий с Вашингтоном. 

Источник: BFM.RU, 18.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики