Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Похоронят ли Украина и Польша балтийский трубопровод

Похоронят ли Украина и Польша балтийский трубопровод

Основные усилия противников "Северного потока – 2" направлены сейчас против его продолжения на территории Германии

В начале мая стало известно о решении Европейского суда, считающегося высшим юридическим органом ЕС, отвергнуть жалобу украинской газовой компании «Нафтогаз» против Комиссии ЕС, разрешившей еще 28 октября 2016 года «Газпрому» использование до 90% мощностей газопровода ОPАL. Это означало повышение прокачки российского газа, поступающего в ОPАL из газопровода «Северный поток», проложенного по дну Балтийского моря с 50 до 90%. Решение судом было принято примерно через год после того, как суд получил жалобу «Нафтогаза», направленную в конце марта 2017 года. С точки зрения Киева решение Комиссии ЕС тогда нарушало договор Украины с ЕС об ассоциации и было направлено как против Энергетической хартии, так и против соглашения об энергетическом сообществе. Движущим стимулом действий украинской стороны, однако, явился тот факт, что, как заявил в октябре 2017 года глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев, дополнительные доходы компании от транзита газа в период временного ограничения работы газопровода OPAL составили около 300 млн долл. 

Вместе с тем в 2017 году загрузка газопровода «Северный поток» составила 93%. Согласно данным компании NordStream, по нему в Европу был поставлен 51 млрд куб. м газа.

«Это самый высокий показатель загрузки с момента ввода в эксплуатацию газотранспортной системы «Северный поток», – сообщили в компании.

Кстати, аналогичная жалоба Польши, поступившая в суд еще в декабре 2016 года, еще не рассматривалась.

Чтобы понять значение этого решения, необходимо разъяснить читателям, что OPAL – сухопутное продолжение газопровода «Северный поток» по территории Германии, доставляющее газ из России в страны Евросоюза, минуя транзитные страны. Он является одним из крупнейших инфраструктурных энергетических проектов в Германии.

Газопровод проходит от Грейфсвальда до Ольбернхау, соединяя новый трансбалтийский «Северный поток» с существующими газотранспортными сетями Европы. Он соединяет трубопровод «Северный поток» с JAGAL («Ямал–Европа») и далее со STEGAL (центральноевропейская транзитная система) с другой стороны. На немецко-чешской границе продолжением OPAL является газопровод «Газель», проходящий по территории Чехии и вновь выходящий на территорию Германии, соединяясь с газопроводом MEGAL.

Проект газопровода был разработан немецкой компанией OPAL NEL TRANSPORT GmbH, в оперативном управлении которой он в настоящее время и находится и которая, в свою очередь, является дочерней компанией Wingas.Строительство было завершено в 2011 году и уже в августе этого года он был связан с газопроводом «Северный поток». Длина трубопровода составляет 470 км. Диаметр труб составляет 1,4 м. Его мощность – 36 млрд куб. м газа в год. Компрессорная станция находится в Раделанде (Бранденбург) и построена на оборудовании Siemens. Стоимость трубопровода составляет около 1 млрд евро.

История вопроса  заключается в том, что после того, как Брюссель подчинил работу «Северного потока» нормам Третьего энергопакета, данный российский газопровод был заполнен только на половину своих пропускных возможностей. При этом сами ограничения были непосредственно применены к газопроводу OPAL, который на практике является континентальным европейским продолжением магистральной сети «Северного потока». Здесь нужно понимать, что одним из элементов давления со стороны европейских властей на Россию стал так называемый Третий энергопакет, по которому Брюссель регулирует поставки энергетических ресурсов на территорию Евросоюза. Естественно, это решение было проведено европейскими властями по политическим причинам, поскольку все другие аналогичные проекты, взять хотя бы планирующийся Трансанатолийский газопровод, подобных ограничений не имеют.

Как считает  директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, OPAL долгое время был загружен не более чем на 50% от своей проектной мощности по требованию Еврокомиссии. Эксперт рассказал RT, что остальные 50% предназначались для других независимых игроков, однако их просто не могло появиться, поскольку OPAL – это продолжение «Северного потока» и газ по нему идет от «Газпрома».

«Когда у Европы появилась потребность в дополнительном увеличении объема поставок газа в зимний период, было принято решение об увеличении возможности прокачки. При этом Украина подозревала, что тем самым объемы прокачки через территорию страны снизятся. Но эта зима показала обратное: Европа увеличила потребление газа, закупала больше газа – и объемы прокачки выросли и через территорию Украины, и через «Северный поток», – пояснил Пикин. Тут важно следующее умозаключение Пикина, о котором он сообщил своим собеседникам в RT. Речь идет о том, что увеличение возможности транспортировки через «Северный поток» действительно представляет потенциальные риски для транзита через территорию Украины, поэтому Еврокомиссия ограничила «Газпром»  90% объема прокачки через OPAL.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, старшего преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, «решение суда абсолютно рыночное, в пользу Европы. Оно несколько помогает «Газпрому», но он не становится монополистом на данном направлении». Но и оно подтверждает тот факт, что Украина не сможет повлиять на энергетическое сотрудничество между Россией и Евросоюзом. 

С точки зрения Игоря Юшкова, данный вопрос будет решаться на уровне переговоров между Европой и США, и он также влияет на экономические отношения между США и Евросоюзом наряду с введением американцами заградительных пошлин на европейскую продукцию.

И в этом контексте между Евросоюзом и США продолжится очень напряженная игра, что видно хотя бы по решению американских властей временно заморозить введение пошлин на европейскую сталелитейную продукцию и сконцентрировать свои усилия на Китае и России, что также коррелирует и с введением Вашингтоном санкций в отношении российской компании РУСАЛ.

Соответственно украинцы могут подавать здесь любые иски, а Европейский суд может принимать любые решения, но главный вопрос заключается в тех договоренностях, которые Германия и Франция заключат в ходе переговоров с США.

«Поэтому вопрос перспектив энергетического сотрудничества России и Евросоюза пока окончательно не решен, и сейчас идет многоформатный процесс переговоров и лоббирования конкретных и вполне определенных интересов», – резюмирует Юшков.

Как замечает эксперт, ярким показателем продолжения данной борьбы является тот факт, что ни Швеция, ни Дания не выдали пока ни разрешений, ни запрещений на строительство «Северного потока – 2» в своих водах. Это является ярким показателем того, что данный вопрос продолжает оставаться предметом горячей дискуссии.

«Малые европейские страны ждут, когда Германия и США разберутся по этому вопросу между собой, и только после этого они примут на этот счет свои решения. Так что борьба здесь продолжается, хотя также очевидно, что все то, что пытается на этот счет сделать Украина, является в этом контексте несущественными частностями», – заключает Юшков.

Естественно, данное решение Европейского суда по OPAL касается не второго, а первого «Северного потока», но ситуация складывается так, что любые подобные поползновения необходимо рассматривать в комплексе данной борьбы.    

Автор: Олег Никифоров

Источник: Независимая газета, 22.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики