Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Похоронят ли Украина и Польша балтийский трубопровод

Похоронят ли Украина и Польша балтийский трубопровод

Основные усилия противников "Северного потока – 2" направлены сейчас против его продолжения на территории Германии

В начале мая стало известно о решении Европейского суда, считающегося высшим юридическим органом ЕС, отвергнуть жалобу украинской газовой компании «Нафтогаз» против Комиссии ЕС, разрешившей еще 28 октября 2016 года «Газпрому» использование до 90% мощностей газопровода ОPАL. Это означало повышение прокачки российского газа, поступающего в ОPАL из газопровода «Северный поток», проложенного по дну Балтийского моря с 50 до 90%. Решение судом было принято примерно через год после того, как суд получил жалобу «Нафтогаза», направленную в конце марта 2017 года. С точки зрения Киева решение Комиссии ЕС тогда нарушало договор Украины с ЕС об ассоциации и было направлено как против Энергетической хартии, так и против соглашения об энергетическом сообществе. Движущим стимулом действий украинской стороны, однако, явился тот факт, что, как заявил в октябре 2017 года глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев, дополнительные доходы компании от транзита газа в период временного ограничения работы газопровода OPAL составили около 300 млн долл. 

Вместе с тем в 2017 году загрузка газопровода «Северный поток» составила 93%. Согласно данным компании NordStream, по нему в Европу был поставлен 51 млрд куб. м газа.

«Это самый высокий показатель загрузки с момента ввода в эксплуатацию газотранспортной системы «Северный поток», – сообщили в компании.

Кстати, аналогичная жалоба Польши, поступившая в суд еще в декабре 2016 года, еще не рассматривалась.

Чтобы понять значение этого решения, необходимо разъяснить читателям, что OPAL – сухопутное продолжение газопровода «Северный поток» по территории Германии, доставляющее газ из России в страны Евросоюза, минуя транзитные страны. Он является одним из крупнейших инфраструктурных энергетических проектов в Германии.

Газопровод проходит от Грейфсвальда до Ольбернхау, соединяя новый трансбалтийский «Северный поток» с существующими газотранспортными сетями Европы. Он соединяет трубопровод «Северный поток» с JAGAL («Ямал–Европа») и далее со STEGAL (центральноевропейская транзитная система) с другой стороны. На немецко-чешской границе продолжением OPAL является газопровод «Газель», проходящий по территории Чехии и вновь выходящий на территорию Германии, соединяясь с газопроводом MEGAL.

Проект газопровода был разработан немецкой компанией OPAL NEL TRANSPORT GmbH, в оперативном управлении которой он в настоящее время и находится и которая, в свою очередь, является дочерней компанией Wingas.Строительство было завершено в 2011 году и уже в августе этого года он был связан с газопроводом «Северный поток». Длина трубопровода составляет 470 км. Диаметр труб составляет 1,4 м. Его мощность – 36 млрд куб. м газа в год. Компрессорная станция находится в Раделанде (Бранденбург) и построена на оборудовании Siemens. Стоимость трубопровода составляет около 1 млрд евро.

История вопроса  заключается в том, что после того, как Брюссель подчинил работу «Северного потока» нормам Третьего энергопакета, данный российский газопровод был заполнен только на половину своих пропускных возможностей. При этом сами ограничения были непосредственно применены к газопроводу OPAL, который на практике является континентальным европейским продолжением магистральной сети «Северного потока». Здесь нужно понимать, что одним из элементов давления со стороны европейских властей на Россию стал так называемый Третий энергопакет, по которому Брюссель регулирует поставки энергетических ресурсов на территорию Евросоюза. Естественно, это решение было проведено европейскими властями по политическим причинам, поскольку все другие аналогичные проекты, взять хотя бы планирующийся Трансанатолийский газопровод, подобных ограничений не имеют.

Как считает  директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, OPAL долгое время был загружен не более чем на 50% от своей проектной мощности по требованию Еврокомиссии. Эксперт рассказал RT, что остальные 50% предназначались для других независимых игроков, однако их просто не могло появиться, поскольку OPAL – это продолжение «Северного потока» и газ по нему идет от «Газпрома».

«Когда у Европы появилась потребность в дополнительном увеличении объема поставок газа в зимний период, было принято решение об увеличении возможности прокачки. При этом Украина подозревала, что тем самым объемы прокачки через территорию страны снизятся. Но эта зима показала обратное: Европа увеличила потребление газа, закупала больше газа – и объемы прокачки выросли и через территорию Украины, и через «Северный поток», – пояснил Пикин. Тут важно следующее умозаключение Пикина, о котором он сообщил своим собеседникам в RT. Речь идет о том, что увеличение возможности транспортировки через «Северный поток» действительно представляет потенциальные риски для транзита через территорию Украины, поэтому Еврокомиссия ограничила «Газпром»  90% объема прокачки через OPAL.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, старшего преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, «решение суда абсолютно рыночное, в пользу Европы. Оно несколько помогает «Газпрому», но он не становится монополистом на данном направлении». Но и оно подтверждает тот факт, что Украина не сможет повлиять на энергетическое сотрудничество между Россией и Евросоюзом. 

С точки зрения Игоря Юшкова, данный вопрос будет решаться на уровне переговоров между Европой и США, и он также влияет на экономические отношения между США и Евросоюзом наряду с введением американцами заградительных пошлин на европейскую продукцию.

И в этом контексте между Евросоюзом и США продолжится очень напряженная игра, что видно хотя бы по решению американских властей временно заморозить введение пошлин на европейскую сталелитейную продукцию и сконцентрировать свои усилия на Китае и России, что также коррелирует и с введением Вашингтоном санкций в отношении российской компании РУСАЛ.

Соответственно украинцы могут подавать здесь любые иски, а Европейский суд может принимать любые решения, но главный вопрос заключается в тех договоренностях, которые Германия и Франция заключат в ходе переговоров с США.

«Поэтому вопрос перспектив энергетического сотрудничества России и Евросоюза пока окончательно не решен, и сейчас идет многоформатный процесс переговоров и лоббирования конкретных и вполне определенных интересов», – резюмирует Юшков.

Как замечает эксперт, ярким показателем продолжения данной борьбы является тот факт, что ни Швеция, ни Дания не выдали пока ни разрешений, ни запрещений на строительство «Северного потока – 2» в своих водах. Это является ярким показателем того, что данный вопрос продолжает оставаться предметом горячей дискуссии.

«Малые европейские страны ждут, когда Германия и США разберутся по этому вопросу между собой, и только после этого они примут на этот счет свои решения. Так что борьба здесь продолжается, хотя также очевидно, что все то, что пытается на этот счет сделать Украина, является в этом контексте несущественными частностями», – заключает Юшков.

Естественно, данное решение Европейского суда по OPAL касается не второго, а первого «Северного потока», но ситуация складывается так, что любые подобные поползновения необходимо рассматривать в комплексе данной борьбы.    

Автор: Олег Никифоров

Источник: Независимая газета, 22.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики