Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скованные единой целью

Скованные единой целью

Встреча В.Путина и Ю.Тимошенко 29 апреля в Москве показала, что отношения двух лидеров дали трещину. Тем не менее, оба премьера пытаются сохранить отношения и выполнить взятые обещание. Путин убрал с рынка «РосУкрЭнерго», списал задолженность «Нафтогаза» и разрешил покупать ему меньше газа. Тимошенко выступает в тон России, старается платить за потребляемый газ вовремя и обещает другие преференции для российских компаний в Украине. Фактически, судьба газовых отношений двух государств сейчас зиждется лишь на личных договоренностях двух премьеров. Но как долго это продлится?

Результаты переговоров

Переговоры в Москве, если внимательно разобраться, фактически так и ничем и закончились. Решение России не взимать штрафные санкции с Украины за снижение потребление российского газа, хоть и весьма немаловажно для Украины, тем не менее, было неизбежно для самой России. Причин тому несколько.  

С одной стороны, Украина существенно нарушила подписанные январские соглашения и значительно сократила отбор природного газа. За первые три месяца 2009 г. Украина потребила 19,4 млрд. куб м природного газа. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года импорт сократился практически в шесть раз. 

По оценке ОАО «Газпрома», в I квартале 2009 года Украина «недобрала» вдвое больше газа, чем было предусмотрено контрактом, что грозило штрафом в размере как минимум $1,188 млрд.

Но с другой стороны, в январе-марте 2009 г. транзит российского газа через Украину составил всего половину объема, оговоренного в «Контракте между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 гг.». Если бы ОАО «Газпром» вместе с Правительством России начали требовать от Украины выплатить все предусмотренные контрактами штрафы, развернув при этом соответствующую информационную кампанию, в апреле-мае этого года мы бы получили очередную газовую войну, результатом которой было бы разрушение системы январских договоренностей. Это прекрасно понимали как Путин, так и Тимошенко. В результате Россия великодушно простила штрафы, а Украина расценила это как добрую волю стратегического соседа. 

Владимир Путин сделал украинскому премьеру и еще один существенный подарок – снизил среднегодовую цену на газ.  

На этом все достигнутые договоренности в Москве и заканчиваются. Например, в Москве так и не было подписано межправительственное соглашение о развитии сотрудничества двух государств в нефтегазовой сфере. Хотя еще за несколько недель до визита Тимошенко в Москву украинские и российские СМИ анонсировали возможное подписание такого документа. Украинская сторона лишь привезла свой вариант соглашения в Россию. 

В принципе, подобное соглашение служило бы серьезным шагом по стабилизации отношений между двумя странами. В период 1994-2004 гг. Правительствами России и Украины было подписано шесть соглашений относительно сотрудничества в газовой сфере и гарантий поставок газа в Европу по территории Украины. В период же 2005-2008 гг. не было подписано ни одного подобного документа. И если российское Правительство успеет заключить такое рамочное соглашение до президентских выборов в Украине, это будет существенным успехом. 

Что именно предлагает Украина России в этом документе доподлинно неизвестно. По данным российских СМИ, Украина предлагает России совместно построить и управлять новым газопроводом мощностью 30 млрд. куб. м газа в год. Т.е. вернуться к старому проекту строительства газопроводов в рамках работы ООО «Международный газотранспортный консорциум», созданного в 2003 году на паритетных началах ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». Эти же проекты были представлены украинской делегацией в мастер-плане перед европейскими и американскими инвесторами в Брюсселе 23 марта 2009 г.  

Остальные договоренности, в частности о финансировании Россией строительства двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС при условии приобретения соответствующего российского оборудования, а также согласие Украины заключить долгосрочный контракт на поставку ядерного топлива в Украину, хоть и весьма интересны России, тем не менее, носят пока сугубо декларативный характер. Поэтому не будем на них заострять особое внимание. 

Предложение Тимошенко

Наиболее же интересным и знаковым результатом данного визита можно назвать предложение Юлии Тимошенко профинансировать закачку 20 млрд. куб м природного газа в украинские ПХГ летом этого года за счет предоставления Украине аванса за услуги по транзиту российского газа в Европу по украинкой ГТС на сумму $4-5 млрд.  

То, что подобная сделка достаточно выгодна для России, прекрасно осознают в российском правительстве. По окончании переговоров вице-премьер Игорь Сечин, ответственный за российский нефтегазовый комплекс, заявил, что «Украина для обеспечения бесперебойного транзита российского газа европейским потребителям должна в ближайшее время осуществить закупку и закачку в подземные газохранилища газа в объеме не мерее 19,5 млрд. куб м. Если это не будет сделано, то трагедия, которую мы пережили в январе, получит катастрофическое развитие». 

Таким образом, Россия имеет возможность вбить клин в договоренности Киева и Брюсселя по модернизации украинской ГТС. Но существуют и определенные риски для России в этом вопросе. Во-первых, против такой сделки однозначно выступит Виктор Ющенко. И к концу этого лета его команда может разыграть «газовую» карту, начав информационную и административную войну против Юлии Тимошенко, например, в пользу того же Арсения Яценюка. Во-вторых, против сделки может выступить сам Евросоюз, а также МВФ, от кредитов которых сейчас зависит жизнеспособность украинской экономики. В-третьих, важно, каким именно образом будет оформлена задолженность украинской стороны. Будет ли это сделано на основе межправсоглашения или же на основе двухстороннего контракта. 

В-четвертых, по какой ставке будет считаться транзит. Допустим, что речь идет о том, чтобы Россия в счет аванса закачала газ в украинские подземки в августе месяце. Предположительная цена на газ в этот период для Украины составит около $250 за 1 тыс. куб м. Приблизительная сумма необходимых средств составит около $5 млрд. Сколько же газа можно транспортировать за эти деньги?! Вопрос интересный, учитывая, что конкретную транзитную ставка пока стороны не обсуждали. Если она составит $1,7 за 100 км транзита за каждый тыс. куб м, то Россия может оплатить около 237,191 млрд. куб м транзита! Если же ставка составит около $2,5, то эта объем транзита составит 161,290 млрд. куб м. Учитывая же аванс в размере $1,7 млрд., который был сделан Россией в начале января 2009 г. в обмен на передачу НАК «Нафтогаз Украины» 11 млрд. куб м, принадлежащих «РосУкрЭнерго», то получается, что в случае нового аванса Украины должна будет прокачать 241-318 млрд. куб м. Много это или мало? Достаточно много, если учитывать, что в транзитном контракте минимальный порог транзит составляет 110 млрд. куб м.  

Захочет ли Владимир Путин и руководство ОАО «Газпром» пойти навстречу украинской стороне? Сложный вопрос, слишком уж велики очевидные плюсы и риски сделки. Наиболее оптимальный вариант для России – это найти золотую середину, отдав Украине около 8-10 млрд. куб м в счет будущей оплаты транзита. Этого объема будет достаточно для проведения надлежащего отопительного сезона. В свою очередь это осложнит реализацию брюссельских договоренностей от 23 марта 2009 г. Тем не менее, сам российский Премьер ушел от ответа, примет ли он предложение украинского визави. По некоторым сведениям, принятия декларации Украина-ЕС по модернизации ГТС дали лишние основания некоторым представителям из окружения российского Премьера убеждать последнего в ненадежности его украинского коллеги. И Владимир Путин, как говорят, уже не настолько хорошо доверяет Юлии Тимошенко. Отношения дали трещину, но ее глубина пока неизвестна. 

Некоторые выводы и прогнозы

Последний визит Ю.Тимошенко в Москву показал, насколько шатки январские соглашения 2009 г. Впечатляющие экономические выигрыши российской компании от подписания документов в январе этого года показали, что расплата за успех не за горами. Существует целый ряд рисков, которые уже в ближайшем времени с большой долей вероятности приведут к дестабилизации ситуации в двухсторонних газовых отношениях и необходимости проведения новых переговоров и подписания новых соглашений. По сути, договоренности от 19 января – это тактическая победа «Газпрома», но стратегической эту победу назвать сложно. И это отчетливо показали первые четыре месяца, которые прошли с момента окончания январской газовой войны, а также визит Тимошенко в Москву.

Никакой системы во взаимоотношениях так и не образовалось. Все, как в прошлые года, решается в ручном режиме, зачастую, что называется, с коленки. Единственное, что пока удалось сделать, – это снять вопрос своевременной оплаты Украины за поставленной природный газ, а также вовлечь украинского премьера в свою орбиту влияния. Но если в последнем вопросе украинский Премьер демонстрирует приверженность взятым договоренностям и обязательствам и в ближайшие три-четыре месяца ее поведение в отношении России будет достаточно прогнозируемо, то этого не скажешь в отношении своевременной оплаты за поставленный газ и выполнение взятых обязательств согласно подписанным контрактам. Во многом, это происходит из-за того, что выполнить все взятые обязательства по контрактам у НАК «Нафтогаз Украины» просто нет возможности.

Путин оказался в непростой ситуации. Требовать неукоснительного соблюдения подписанных контрактов означает сократить возможность для маневра «Нафтогазу» в его критической финансовой ситуации до минимума. И тем самым, выбить и так шатающийся стул из-под стремительно угасающего рейтинга Ю.Тимошенко. Более того, это может привести к дальнейшей эскалации напряженности в газовых отношениях и новой газовой войне с Киевом. Поддерживать Тимошенко – значит закрывать глаза на нарушения договоренностей и переводить отношения в ручной режим. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно, самый удачный подход на сегодня – пытаться лавировать, т.е. требовать выполнения контрактов, потом великодушно прощать нарушения, помогать Тимошенко, надеясь на ее победу в предстоящих президентских выборах, и частично закрывать глаза на несоблюдение некоторых норм контракта. Что в принципе и делается. Но тогда вопрос: зачем было подписывать соглашения на настолько тяжелых для Киева условиях, зная заведомо, что они по большому счету приведут к срыву договоренностей в дальнейшем?! 

Возможно, это было сделано для того, чтобы российская сторона имела весомые аргументы в переговорах с украинскими коллегами. В этом отношении ручной режим может быть даже и удобен с политической точки зрения. Он позволят руководству России идти на уступки, требуя что-то взамен. Похожий сценарий отрабатывается вот уже два год с Белоруссией в газовой сфере, когда белорусская сторона с завидной регулярностью приезжает в Москву и просит пересмотреть «понижающие» коэффициенты. С другой стороны, «ручной» подход полностью нивелирует позиционирование российской стороной достигнутых соглашений как новой основы для выстраивания долгосрочного сотрудничества России и Украины в газовой сфере. А главное, делает позиции России и «Газпрома» в Украине абсолютно шаткими и зависящими от расположения к ним украинских политических лидеров. 

Что касается предоставления аванса за транзит, то в принципе такая перспектива интересна для России. Но только при двух условиях: во-первых, такое финансирование должно быть предусмотрено межправительственным соглашениям, рамочным документом, которое очень сложно нарушить и отменить. Правда, в этой случае украинский Президент может сыграть против и потребовать ратификации данного соглашения ссылаясь на ст.9 Закона Украины «О международных договорах». Во-вторых, Россия должна добиться четких гарантий по возврату аванса и его прозрачному распределению. Заинтересована ли в этом сама Ю.Тимошенко, ее команда и команда российского Премьера? Вопрос риторический, учитывая надвигающиеся выборы и необходимость иметь гарантированный источник финансирования предвыборной компании. 

Учитывая политическую нестабильность, «Газпром» может столкнуться с возможным осложнением газовых отношений в конце лета или середине осени этого года. Политическая нестабильность, непредсказуемость цен на нефть (от чего зависит благосостояние «Нафтогаза» и возможность хоть как-то держаться на плаву), а также экономический кризис может привести к очередному пересмотру январских договоренностей и донастройке системы взаимоотношений двух стран в газовой сфере. Все это станет проверкой на прочность тандема Путин-Тимошенко и их способности идти на компромисс.   Ситуация действительно патовая – в случае разрыва тандема, развалятся все газовые договоренности и уже в скором времени Россия вновь предстанет перед угрозой очередной газовой войны.

Автор: Михаил Бно-Айриян, эксперт ФНЭБ

Источник: Экономика и ТЭК сегодня, №10, 2009. - С. 32-34. 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики