Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экстренная мера

Экстренная мера

Аналитик Александр Пасечник — об эффекте от беспрецедентного снижения акцизов на бензин

В России продолжает дорожать моторное топливо: цены на автозаправочных станциях начали стремительно расти с конца марта и в мае вышли на рекордные темпы. Согласно данным Росстата, средняя розничная цена бензина ускорила рост за первую неделю мая с 0,4% до 1% и по данным на 7 мая составила 40,82 рубля за литр. Дальше — больше. За неделю с 7 по 13 мая подорожание достигло 1,1%. Бензин стал стоить 41,28 рубля за литр, а психологическая отметка в 40 рублей за литр была преодолена еще в апреле. 

Свою лепту в цену литра бензина привносит дорожающий на мировом рынке баррель (17 мая биржевые котировки нефти сорта Brent превысили планку в $80), а также акцизная политика государства и олигополистический уклад на рынке (доминирование нескольких крупных отраслевых игроков). Еще рынку горючего позволяет «штормить» некоторая пассивность Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая объясняет причину роста цен в том числе сезонным фактором — посевной. Хотя, как справедливо отмечает служба, фактором является и всё большее экспортное «отвлечение» нефтепродуктов с национального рынка.    

Тем временем проблема уже требует срочного вмешательства федеральных властей. В середине мая региональные организации, входящие в Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных трейдеров), в открытом письме главе правительства Дмитрию Медведеву попросили принятия экстренных мер в «ручном» режиме.

22 мая официально стало известно, что правительство поручило Минфину проработать вопрос о снижении акцизов на бензин на 3 тыс. рублей за тонну и на 2 тыс. рублей за тонну на дизельное топливо. Эта мера, как считают регуляторы, позволит сдержать рост цен на внутреннем рынке горючего. 

Решение было принято на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака, который теперь курирует топливно-энергетический сектор. Согласно протоколу заседания, дано поручение согласиться с позицией Минэнерго и ФАС о необходимости снижения акциза. Соответствующие поправки должны быть оформлены до 28 мая. А уже с 1 июля последует корректировка уровня акцизов относительно действующих ставок. И это беспрецедентный ход. Ведь прежде акцизы в сегменте только повышались. 

Но снижение акцизных сборов сузит базу дорожных фондов. Однако в нынешних условиях проблема стоит уже не столь остро: федеральный бюджет выходит на профицит из-за благоприятной для производителей нефти ценовой конъюнктуры. Так что выпадающие из-за понижения акцизных ставок на топливо средства для ремонта и развития дорожной сети в случае острой необходимости можно будет компенсировать из формирующихся резервов.    

Как известно, задача регуляторов в годовом горизонте — не допустить подорожания бензина выше темпов инфляции. В прошлом году цены на автомобильное топливо почти в три раза обогнали официальную инфляцию.       

Ранее ФАС предлагала ввести систему «плавающих акцизов», которая, по версии главы антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, предполагала, что после преодоления баррелем определенной ценовой отметки на мировом рынке (например, $90), акцизы, соответственно, будут снижать. Но здесь руководитель ФАС вдается в частности, и даже если Минфин принял бы такой механизм, едва ли концептуально удалось бы разрешить проблему ценообразования на внутреннем рынке топлива. 

Кардинально же решить проблему олигополизации рынка за счет политики акцизной трансформации вряд ли удастся. Нужно приступать к дроблению вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) — речь о выделении сбытовых сетей. Но на столь радикальные меры кабинет министров вряд ли решится. Хотя новый куратор ТЭК Дмитрий Козак показал, что намерен действовать решительно в целях нормализации ситуации на рынке топлива. Как уже отмечалось, первые шаги по корректировке акцизов регуляторы обещают к 1 июля. Однако перелома на рынке не случится: ценники на АЗС не отступят от текущих рекордных уровней, а только стабилизируются. По крайней мере, именно таков прогноз Дмитрия Козака.

Есть в арсенале властей еще один рецепт для обуздания проблемы роста потребительских цен на бензин — встать на путь жесткого госрегулирования в секторе. Но полагаю, эта крайняя мера может быть применима только при сценарии усиления картелизации сбытового бизнеса нефтяных холдингов — по сути, их заступа за линию «красных флажков».  

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 28.05.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики