Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экстренная мера

Экстренная мера

Аналитик Александр Пасечник — об эффекте от беспрецедентного снижения акцизов на бензин

В России продолжает дорожать моторное топливо: цены на автозаправочных станциях начали стремительно расти с конца марта и в мае вышли на рекордные темпы. Согласно данным Росстата, средняя розничная цена бензина ускорила рост за первую неделю мая с 0,4% до 1% и по данным на 7 мая составила 40,82 рубля за литр. Дальше — больше. За неделю с 7 по 13 мая подорожание достигло 1,1%. Бензин стал стоить 41,28 рубля за литр, а психологическая отметка в 40 рублей за литр была преодолена еще в апреле. 

Свою лепту в цену литра бензина привносит дорожающий на мировом рынке баррель (17 мая биржевые котировки нефти сорта Brent превысили планку в $80), а также акцизная политика государства и олигополистический уклад на рынке (доминирование нескольких крупных отраслевых игроков). Еще рынку горючего позволяет «штормить» некоторая пассивность Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая объясняет причину роста цен в том числе сезонным фактором — посевной. Хотя, как справедливо отмечает служба, фактором является и всё большее экспортное «отвлечение» нефтепродуктов с национального рынка.    

Тем временем проблема уже требует срочного вмешательства федеральных властей. В середине мая региональные организации, входящие в Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных трейдеров), в открытом письме главе правительства Дмитрию Медведеву попросили принятия экстренных мер в «ручном» режиме.

22 мая официально стало известно, что правительство поручило Минфину проработать вопрос о снижении акцизов на бензин на 3 тыс. рублей за тонну и на 2 тыс. рублей за тонну на дизельное топливо. Эта мера, как считают регуляторы, позволит сдержать рост цен на внутреннем рынке горючего. 

Решение было принято на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака, который теперь курирует топливно-энергетический сектор. Согласно протоколу заседания, дано поручение согласиться с позицией Минэнерго и ФАС о необходимости снижения акциза. Соответствующие поправки должны быть оформлены до 28 мая. А уже с 1 июля последует корректировка уровня акцизов относительно действующих ставок. И это беспрецедентный ход. Ведь прежде акцизы в сегменте только повышались. 

Но снижение акцизных сборов сузит базу дорожных фондов. Однако в нынешних условиях проблема стоит уже не столь остро: федеральный бюджет выходит на профицит из-за благоприятной для производителей нефти ценовой конъюнктуры. Так что выпадающие из-за понижения акцизных ставок на топливо средства для ремонта и развития дорожной сети в случае острой необходимости можно будет компенсировать из формирующихся резервов.    

Как известно, задача регуляторов в годовом горизонте — не допустить подорожания бензина выше темпов инфляции. В прошлом году цены на автомобильное топливо почти в три раза обогнали официальную инфляцию.       

Ранее ФАС предлагала ввести систему «плавающих акцизов», которая, по версии главы антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, предполагала, что после преодоления баррелем определенной ценовой отметки на мировом рынке (например, $90), акцизы, соответственно, будут снижать. Но здесь руководитель ФАС вдается в частности, и даже если Минфин принял бы такой механизм, едва ли концептуально удалось бы разрешить проблему ценообразования на внутреннем рынке топлива. 

Кардинально же решить проблему олигополизации рынка за счет политики акцизной трансформации вряд ли удастся. Нужно приступать к дроблению вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) — речь о выделении сбытовых сетей. Но на столь радикальные меры кабинет министров вряд ли решится. Хотя новый куратор ТЭК Дмитрий Козак показал, что намерен действовать решительно в целях нормализации ситуации на рынке топлива. Как уже отмечалось, первые шаги по корректировке акцизов регуляторы обещают к 1 июля. Однако перелома на рынке не случится: ценники на АЗС не отступят от текущих рекордных уровней, а только стабилизируются. По крайней мере, именно таков прогноз Дмитрия Козака.

Есть в арсенале властей еще один рецепт для обуздания проблемы роста потребительских цен на бензин — встать на путь жесткого госрегулирования в секторе. Но полагаю, эта крайняя мера может быть применима только при сценарии усиления картелизации сбытового бизнеса нефтяных холдингов — по сути, их заступа за линию «красных флажков».  

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 28.05.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики