Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экстренная мера

Экстренная мера

Аналитик Александр Пасечник — об эффекте от беспрецедентного снижения акцизов на бензин

В России продолжает дорожать моторное топливо: цены на автозаправочных станциях начали стремительно расти с конца марта и в мае вышли на рекордные темпы. Согласно данным Росстата, средняя розничная цена бензина ускорила рост за первую неделю мая с 0,4% до 1% и по данным на 7 мая составила 40,82 рубля за литр. Дальше — больше. За неделю с 7 по 13 мая подорожание достигло 1,1%. Бензин стал стоить 41,28 рубля за литр, а психологическая отметка в 40 рублей за литр была преодолена еще в апреле. 

Свою лепту в цену литра бензина привносит дорожающий на мировом рынке баррель (17 мая биржевые котировки нефти сорта Brent превысили планку в $80), а также акцизная политика государства и олигополистический уклад на рынке (доминирование нескольких крупных отраслевых игроков). Еще рынку горючего позволяет «штормить» некоторая пассивность Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая объясняет причину роста цен в том числе сезонным фактором — посевной. Хотя, как справедливо отмечает служба, фактором является и всё большее экспортное «отвлечение» нефтепродуктов с национального рынка.    

Тем временем проблема уже требует срочного вмешательства федеральных властей. В середине мая региональные организации, входящие в Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных трейдеров), в открытом письме главе правительства Дмитрию Медведеву попросили принятия экстренных мер в «ручном» режиме.

22 мая официально стало известно, что правительство поручило Минфину проработать вопрос о снижении акцизов на бензин на 3 тыс. рублей за тонну и на 2 тыс. рублей за тонну на дизельное топливо. Эта мера, как считают регуляторы, позволит сдержать рост цен на внутреннем рынке горючего. 

Решение было принято на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака, который теперь курирует топливно-энергетический сектор. Согласно протоколу заседания, дано поручение согласиться с позицией Минэнерго и ФАС о необходимости снижения акциза. Соответствующие поправки должны быть оформлены до 28 мая. А уже с 1 июля последует корректировка уровня акцизов относительно действующих ставок. И это беспрецедентный ход. Ведь прежде акцизы в сегменте только повышались. 

Но снижение акцизных сборов сузит базу дорожных фондов. Однако в нынешних условиях проблема стоит уже не столь остро: федеральный бюджет выходит на профицит из-за благоприятной для производителей нефти ценовой конъюнктуры. Так что выпадающие из-за понижения акцизных ставок на топливо средства для ремонта и развития дорожной сети в случае острой необходимости можно будет компенсировать из формирующихся резервов.    

Как известно, задача регуляторов в годовом горизонте — не допустить подорожания бензина выше темпов инфляции. В прошлом году цены на автомобильное топливо почти в три раза обогнали официальную инфляцию.       

Ранее ФАС предлагала ввести систему «плавающих акцизов», которая, по версии главы антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, предполагала, что после преодоления баррелем определенной ценовой отметки на мировом рынке (например, $90), акцизы, соответственно, будут снижать. Но здесь руководитель ФАС вдается в частности, и даже если Минфин принял бы такой механизм, едва ли концептуально удалось бы разрешить проблему ценообразования на внутреннем рынке топлива. 

Кардинально же решить проблему олигополизации рынка за счет политики акцизной трансформации вряд ли удастся. Нужно приступать к дроблению вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) — речь о выделении сбытовых сетей. Но на столь радикальные меры кабинет министров вряд ли решится. Хотя новый куратор ТЭК Дмитрий Козак показал, что намерен действовать решительно в целях нормализации ситуации на рынке топлива. Как уже отмечалось, первые шаги по корректировке акцизов регуляторы обещают к 1 июля. Однако перелома на рынке не случится: ценники на АЗС не отступят от текущих рекордных уровней, а только стабилизируются. По крайней мере, именно таков прогноз Дмитрия Козака.

Есть в арсенале властей еще один рецепт для обуздания проблемы роста потребительских цен на бензин — встать на путь жесткого госрегулирования в секторе. Но полагаю, эта крайняя мера может быть применима только при сценарии усиления картелизации сбытового бизнеса нефтяных холдингов — по сути, их заступа за линию «красных флажков».  

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 28.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики