Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экстренная мера

Экстренная мера

Аналитик Александр Пасечник — об эффекте от беспрецедентного снижения акцизов на бензин

В России продолжает дорожать моторное топливо: цены на автозаправочных станциях начали стремительно расти с конца марта и в мае вышли на рекордные темпы. Согласно данным Росстата, средняя розничная цена бензина ускорила рост за первую неделю мая с 0,4% до 1% и по данным на 7 мая составила 40,82 рубля за литр. Дальше — больше. За неделю с 7 по 13 мая подорожание достигло 1,1%. Бензин стал стоить 41,28 рубля за литр, а психологическая отметка в 40 рублей за литр была преодолена еще в апреле. 

Свою лепту в цену литра бензина привносит дорожающий на мировом рынке баррель (17 мая биржевые котировки нефти сорта Brent превысили планку в $80), а также акцизная политика государства и олигополистический уклад на рынке (доминирование нескольких крупных отраслевых игроков). Еще рынку горючего позволяет «штормить» некоторая пассивность Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая объясняет причину роста цен в том числе сезонным фактором — посевной. Хотя, как справедливо отмечает служба, фактором является и всё большее экспортное «отвлечение» нефтепродуктов с национального рынка.    

Тем временем проблема уже требует срочного вмешательства федеральных властей. В середине мая региональные организации, входящие в Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных трейдеров), в открытом письме главе правительства Дмитрию Медведеву попросили принятия экстренных мер в «ручном» режиме.

22 мая официально стало известно, что правительство поручило Минфину проработать вопрос о снижении акцизов на бензин на 3 тыс. рублей за тонну и на 2 тыс. рублей за тонну на дизельное топливо. Эта мера, как считают регуляторы, позволит сдержать рост цен на внутреннем рынке горючего. 

Решение было принято на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака, который теперь курирует топливно-энергетический сектор. Согласно протоколу заседания, дано поручение согласиться с позицией Минэнерго и ФАС о необходимости снижения акциза. Соответствующие поправки должны быть оформлены до 28 мая. А уже с 1 июля последует корректировка уровня акцизов относительно действующих ставок. И это беспрецедентный ход. Ведь прежде акцизы в сегменте только повышались. 

Но снижение акцизных сборов сузит базу дорожных фондов. Однако в нынешних условиях проблема стоит уже не столь остро: федеральный бюджет выходит на профицит из-за благоприятной для производителей нефти ценовой конъюнктуры. Так что выпадающие из-за понижения акцизных ставок на топливо средства для ремонта и развития дорожной сети в случае острой необходимости можно будет компенсировать из формирующихся резервов.    

Как известно, задача регуляторов в годовом горизонте — не допустить подорожания бензина выше темпов инфляции. В прошлом году цены на автомобильное топливо почти в три раза обогнали официальную инфляцию.       

Ранее ФАС предлагала ввести систему «плавающих акцизов», которая, по версии главы антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, предполагала, что после преодоления баррелем определенной ценовой отметки на мировом рынке (например, $90), акцизы, соответственно, будут снижать. Но здесь руководитель ФАС вдается в частности, и даже если Минфин принял бы такой механизм, едва ли концептуально удалось бы разрешить проблему ценообразования на внутреннем рынке топлива. 

Кардинально же решить проблему олигополизации рынка за счет политики акцизной трансформации вряд ли удастся. Нужно приступать к дроблению вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) — речь о выделении сбытовых сетей. Но на столь радикальные меры кабинет министров вряд ли решится. Хотя новый куратор ТЭК Дмитрий Козак показал, что намерен действовать решительно в целях нормализации ситуации на рынке топлива. Как уже отмечалось, первые шаги по корректировке акцизов регуляторы обещают к 1 июля. Однако перелома на рынке не случится: ценники на АЗС не отступят от текущих рекордных уровней, а только стабилизируются. По крайней мере, именно таков прогноз Дмитрия Козака.

Есть в арсенале властей еще один рецепт для обуздания проблемы роста потребительских цен на бензин — встать на путь жесткого госрегулирования в секторе. Но полагаю, эта крайняя мера может быть применима только при сценарии усиления картелизации сбытового бизнеса нефтяных холдингов — по сути, их заступа за линию «красных флажков».  

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 28.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики