Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт предположил, при каком условии возможно газовое соглашение с Киевом

Эксперт предположил, при каком условии возможно газовое соглашение с Киевом

Украина придумала способ снизить ущерб от "Северного потока-2": договор о гарантированных поставках газа через ее территорию. Эти планы в эфире радио Sputnik оценил эксперт Игорь Юшков.

В случае запуска трубопровода "Северный поток-2" Киеву следует заключить с Москвой договор о гарантированных поставках газа через территорию Украины, заявил украинский постпред при Совете Европы Дмитрий Кулеба в интервью "РБК Украина".

"Если проект "Северного потока-2" все-таки реализуется, должны быть юридические гарантии. Не наподобие Будапештского меморандума, а конкретные межгосударственные соглашения. И не двусторонние, а трехсторонние – между Германией, Украиной и Россией на предмет, например, того, что оговоренные конкретные объемы газа Россия при любых обстоятельствах транспортирует через украинскую систему", – сказал он. 

При этом Кулеба отметил, что поставки газа из России по "Северному потоку-2" обернутся "колоссальными убытками" для украинской стороны. Кроме того, Киев, по его словам, потеряет политический рычаг. 

"То есть будет два крана: один в Москве, а второй будет в Берлине. Все. Через германскую экономику, которая сама растет и потребляет газ, она (Германия – ред.) будет влиять и на Восточную Европу", – предположил Кулеба.

Он считает, что для Украины "Северный поток-2" – это "повод для беспощадной войны". "Так же, как беспощадно воюют за него немцы и русские, точно также и мы должны воевать за свой интерес. Но "план Б" должен присутствовать. И этот план должен заключатся в формировании коалиции с Германией", – отметил Кулеба.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в эфире радио Sputnik предположил, может ли быть подписано такое соглашение.

"Соглашение нужное, оно будет, и вряд ли кто-то в этом сомневается. Переговоры идут лишь об условиях. Даже если построить все обходные газопроводы, их мощности не хватит, чтобы прокачать тот объем, который в 2017 году прошел через Украину. Учитывая все обстоятельства, в 2020 году надо будет, вероятно, качать через Украину около 40 миллиардов кубов. А дальше этот объем будет снижаться. Но при этом европейцы сокращают собственную добычу газа, и если они будут увеличивать закупки у России, чтобы компенсировать свое падение, ровно на этот объем больше газа пойдет через Украину", –  полагает Игорь Юшков.

Он предположил, за какие условия договора будут бороться стороны.

"Конечно, "Газпрому" не выгодно, и он будет настаивать, чтобы в контракте не было условия "качай или плати", то есть обязательных объемов прокачки. Украина, напротив, будет настаивать на том, чтобы были обязательные объемы на их направлении транзита – чтобы, если Россия не качала бы физически, она этот объем все равно бы оплачивала. Я думаю, Россия может пойти на эти условия, но максимум до 2020 года. Если подписывать долгосрочный контракт, это должно быть соглашение с открытыми данными. Прокачал – вот стоимость. Не прокачал – никаких штрафов не платишь. Вот тогда возможно долгосрочное соглашение", – считает . 

Проект "Северный поток-2" предполагает сооружение двух ниток общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год. Трубы проложат от побережья России через Балтийское море до Германии рядом с действующим "Северным потоком". 

Помимо США, у которых есть планы по экспорту в Европу своего газа, против газопровода выступает Украина. Киев опасается потерять доходы от российского топлива. Латвия, Литва и Польша также совместно заявили о неодобрении строительства "Северного потока-2". Их лидеры уверены, что это политический проект. 

России неоднократно призывала не политизировать тему строительства газопровода. По словам президента РФ Владимира Путина, Москва относится к проекту исключительно как к экономическому. 

Источник: РИА Новости, 29.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики