Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Механизм возврата

Механизм возврата

Административная фаза реформы, связанная с ликвидацией РАО и ее условным дроблением на ряд генерирующих, сбытовых и сетевых компаний, завершилась более-менее удачно. В то время как второй – активный этап реорганизации системы национальной энергетики, связанный с привлечением в отрасль стратегических инвестиций – попросту забуксовал и близок к провалу. Публичная причина, на которую сетуют отраслевые инвесторы - глобальный финансовый кризис, который уже привел к масштабному спаду энергопотребления.

По данным Правительства, суммарный объем инвестиций за три года составит 1,8 трлн рублей, что примерно на 300 млрд рублей меньше по сравнению с предыдущей инвестпрограммой (–14,3%). При этом в 2009 году инвестпрограмма составит 550 млрд рублей, что примерно на 60–70 млрд рублей меньше предыдущей программы. В правительстве уверяют, что в реальном объеме инвестпрограмма практически не изменится, а снижение ее номинального объема достигается за счет сокращения издержек примерно на 12%-18%  ввиду снижения стоимости проектных работ и стройматериалов.

Планируемое снижение финансирования проектов, в том числе и бюджетного, в рамках генсхемы связано с более чем двукратным снижением прогнозного роста электропотребления в  РФ (по сравнению с прежними  прогнозами, прописанными в документе).

Поэтому логично, что не удалось избежать инициатив по комплексной реорганизации отрасли, главные из которых – оперативные корректировки генсхемы и  изменение договоров на поставку мощности.

В начале апреля правительство РФ утвердило новый план развития российской энергетики на ближайшие три года. По сравнению с тем, что было запланировано ранее, объем ввода новых генерирующих мощностей будет уменьшен в шесть раз.

Как заявил премьер-министр Владимир Путин на профильном заседании правительства по рассмотрению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики на 2009−2011 годы, что «несмотря на кризис, темпы ввода новых энергомощностей необходимо сохранить в ближайшие три года на уровне 2008 года (2 ГВт)». Итого, суммарно в ближайшую «трехлетку» в России должно быть введено около 6 ГВт, что примерно в шесть раз ниже, чем было предусмотрено планом ГОЭЛРО-2, заверенным Анатолием Чубайсом в бытность его руководства РАО «ЕЭС России». Согласно его стратегии, за рассматриваемый трехлетний период результатом реформы энергетики должно было стать увеличение мощности национальной энергосистемы на 37 ГВт).

Сегодня экономический кризис серьезно подорвал спрос на электроэнергию, в ряде регионах РФ образовались резервы. «Но, очевидно, это – временное явление. Восстановление устойчивого экономического роста невозможно без развития электроэнергетики, без глубокой модернизации устаревшего оборудования, строительства новых электростанций, развития сетевого хозяйства», – подчеркнул Владимир Путин, обозначив при этом, что новый план развития энергетики потребует около 1,8 трлн рублей инвестиций (на 14,3% меньше, чем было запланировано ранее).

Когда версталась генеральная схема развития энергетики до 2020 года, принятая правительством в феврале прошлого года, в нее закладывался рост энергопотребления на уровне 4−5% в год (за основу был взят благополучный 2006 год – рост на 4,2%). Однако, в  2008 году, прирост не превысил 1,8- 2,0%. В этом году, в условиях прогрессии экономического кризиса,  правительство прогнозирует падение спроса уже на 4,5% (!). Правда затем, по ожиданиям чиновников, он снова начнет расти – в 2010 году на 0,1%, в 2011−м – на 1,5%, в 2012−м – на 3%.

В этой ситуации федеральное правительство в первую очередь озаботилось инвестпрограммами подконтрольных ему госкомпаний – Федеральной сетевой компании (ФСК), холдинга МСРК, «Русгидро», РАО «ЕЭС Востока», «Системного оператора», концерна «Энергоатом», «Интер РАО ЕЭС» и ОГК-1 - и, как и следовало ожидать, поддержало идею сокращения инвестпрограмм этих компаний: «по запросной позиции августа 2008 года инвестпрограмма урезана в деньгах почти на 40%», – уточнил министр энергетики Сергей Шматко, заметив, что госкомпании уже сократили свои издержки на 14%.

Источниками инвестпрограмм госэнергокомпаний в текущем году должны стать тарифные средства (174 млрд рублей), бюджетные вливания (134 млрд рублей), плата за технологическое присоединение (для ФСК, МРСК и ЕЭС Востока – 64 млрд рублей), заемные средства (60 млрд рублей), средства от продажи активов, принадлежавших РАО ЕЭС (примерно 52 млрд рублей) и собственные средства компаний и частных инвесторов (около 40 млрд рублей). Таким образом, чиновники считают, что в результате доработки, инвестпрограмма государственных энергокомпаний на ближайшее время стала почти сбалансированной, а ее дефицит снижен с первоначальных 165 млрд рублей до 27,6 млрд рублей в последней версии.

Безусловно, госхолдинги составляют основу энергетической системы страны и поэтому они фавориты для властей – их инициативы о сокращении инвестиций и заморозке строительства ряда новых генераций в правительстве всегда «находят понимание», в то время как к частным инвесторам государство не проявляет подобной благосклонности и наказывает игрокам помнить о данных правительству обязательствах инвестировать в активы, унаследованные от РАО ЕЭС – им досталась практически вся тепловая генерация, которая, по замыслу реформаторов, должна была обеспечить «нелинейный рост» в энергетике.

Но определенные подвижки здесь тоже есть. Но пока все лишь на стадии дискуссий. В сложившихся условиях правительство изыскивает пути по стимулированию вливаний в отрасль крупных акционеров ОГК и ТГК. В частности, до конца мая Министерству энергетики РФ поручено представить в Правительство новый механизм, который бы гарантировал частным инвесторам в отрасль возврат их денег, вложенных в строительство новых электростанций. Об этом в начале мая заявил журналистам замминистра энергетики Вячеслав Синюгин.

Предварительно известно, что одним из элементов новой системы станет переход генерирующих компаний к двусторонним договорам с потребителями с гарантированной оплатой новой мощности сроком на семь лет, которые станут составной частью долгосрочного рынка мощности. Сейчас обязательства инвестора регулируются договором на предоставление мощности (ДПМ), которые они подписывали с государством (т.е. с РАО «ЕЭС России») еще на этапе выкупа у него тепловых генерирующих компаний. Инструментом возврата вложенных инвестиций, по замыслу идеологов реформы отрасли, должен был стать долгосрочный рынок мощности. Однако полноценно он до сих пор не сформирован и не заработал, поэтому энергетики без энтузиазма строят новые мощности или вовсе пытаются заморозить инвестпроекты.

Отраслевые игроки считают, что с позиций инвестора на  сегодняшний день правил долгосрочного рынка мощности не существует. Само государство тоже не устраивают нынешние ДПМ, которые заключены с частными инвесторами, – чиновники полагают, что в таком виде, в котором они сейчас есть, эти договоры не позволяют в полной мере спрашивать с «частников» за ход реализации ими инвестпрограмм купленных генкомпаний (хотя справедливо заметить, что обязательства, подкрепленные большими штрафами, по вводу новых мощностей с частных инвесторов никто не снимал). Судя по высказываниям Синюгина, до конца мая государство намерено как переписать ДПМ, так и предложить инвесторам более четкую и понятную схему рынка мощности.

Для эффективной работы новых механизмов планируется создание Центра финансовых расчетов (ЦФР) – агента, действующего от имени и по поручению генераторов. ЦФР будет взаимодействовать как с потребителями, так и  с производителями, взыскивать штрафы за  неисполнение двусторонних договоров, а также следить за ходом реализации инвестпрограмм.

Как видно, главным негативным моментом для реализации крупных инвестпрограмм в энергетике является отсутствие механизма возврата капитальных вложений. Принятие долгосрочной концепции рынка с ремаркой на кризисную составляющую, вероятно позволит решить эту проблему. Ведь цены на электроэнергию, исходя из пересмотренных в сторону снижения параметров спроса, очевидно, будут ниже планируемых ранее уровней. В этих условиях гарантированная оплата вводимой мощности на среднесрочный период (семи лет) является позитивным моментом и понижает риски начала полноценного функционирования рынка мощности.

Если предстоящие обсуждения принципов долгосрочного рынка мощности и структуры новых договоров на предоставление мощности (ДПМ)  пройдет в максимально конструктивном русле, то вероятно  уже к  началу лета, частные инвесторы в  энергетику получат вполне актуальные правила игры, сверстанные с учетом нынешних реалий.

Но справедливо отметить, что для создания конкурентного рынка энергомощности по-прежнему еще очень далеко. К тому же последние тенденции в отрасли свидетельствуют, что реализация стратегической задачи правительства добиться снижения энерготарифов за счет демонополизации рынка, может быть не реализована не только в далеком будущем, а даже в принципе. Сейчас напротив, в условиях «затягивания поясов» вероятен  обратный, реверсный сценарий – раздробленное на бизнес-единицы «РАО ЕЭС» может вновь начать консолидироваться, только уже в несколько ином, обновленном виде. Причем катализатором для консолидации может стать именно экономический кризис – в столь сложных условиях компании будут «сливаться» с целью получить синергетический эффект. В конечном счете, даже несмотря на противодействия антимонопольных органов, мы вновь можем получить монопольные, а не рыночные условия для электроэнергетической отрасли.  

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Источник: Экономика и ТЭК сегодня, №10, 2009. - С.43-44.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики