Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Шантаж не пройдет: требования Украины по транзиту газа заблокирует Евросоюз

Шантаж не пройдет: требования Украины по транзиту газа заблокирует Евросоюз

Спекуляции Украины по поводу повышения стоимости транзита российского газа через территорию этой страны лишены любых правовых оснований, но, вместе с тем, типичны для современной политики Киева – считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым вопросам Алексей Гривач

Украина продолжает свои спекуляции по поводу транзита газа

Дело в том, что Украина в лице своей компании «Нафтогаз» продолжает шантажировать Россию и ее европейских контрагентов в контексте транзита российского газа в страны Евросоюза. При этом, на Украине, наконец, поняли, что в рамках «Северного потока-2» ситуация для этой страны складывается печально и начали переводить свою активность на другие направления.

В частности, Киев теперь уделяет пристальное внимание соглашению между «Газпромом» и «Нафтогазом», которое еще пару лет назад на Украине считали грабительским, и требует от «Газпрома» пролонгировать его условия на период 2020-28 годов. 

Например, «Нафтогаз» в случае отказа «Газпрома» от пролонгирования транзита природного газа на следующее десятилетие в объеме 110 млрд кубов угрожает поднять транзитные цены в 2018-19 годах на 33 процента и довести их годовую стоимость до 3,7 млрд долларов.

«По действующему контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом» это невозможно, но украинская сторона занимается подобным шантажом практически все время, причем это уже привело к тому, что и у наших европейских партнеров начало кончаться терпение вследствие такой политики Киева, которая носит совершенно неконструктивный характер», - заключает Гривач

Даже европейцы устали от Украины

Как замечает эксперт, в этом вопросе показательны заявления политиков Германии самого высшего уровня, которые постоянно говорят о том, что Украине необходимо занять конструктивную позицию по вопросу транзита российского газа.

«Более того, даже вице-президент Еврокомиссии по энергетическим вопросам Марош Шефчович, который до этого занимал крайне комплиментарную к Украине позицию, заявил, что для того, чтобы Киев остался транзитером, ему нужно предложить конкурентоспособные цены на транзит российского газа в государства Евросоюза», - констатирует Гривач.

Все это свидетельствует о том, что подобная линия Украины не встретит понимания ни в России, которая заявила, что контракт на транзит украинского газа продлеваться не будет, ни в Евросоюзе, который раньше здесь всецело поддерживал Киев.

«Необходимо заметить, что подобный шантаж полностью укладывается в логику предыдущей украинской риторики и является неприемлемым для энергетического обмена между Россией и Евросоюзом», - резюмирует Гривач

Украинцы продолжают спекулировать решением Стокгольмского арбитража

По словам Алексея Игоревича, Украине для того, чтобы остаться в энергетической структуре старого континента, нужно, как можно быстрее, сменить этот подход и перейти на конструктивные рельсы в своей политике по транзиту природного газа. В противном случае, может произойти очередной транзитный кризис, который только ухудшит позиции Украины в Евросоюзе.

Интересно, что на транзитной цене спекуляции Украины не закончились – также Киев угрожает Москве, что в случае отказа «Газпрома» подписать соглашение на транзит 110 кубометров газа через территорию Украины, он потребует многомиллиардную компенсацию за простой украинской газотранспортной системы. Здесь компания «Нафтогаз» ссылается на неправовое решение Стокгольмского арбитража, который назначил России штраф в размере 4,63 млрд долларов за недопоставку транзитных объемов через Украину.

При этом, украинцы угрожают потребовать компенсацию, как за период 2018-19 годов, так и за период, который последует после истечения соглашения «Газпрома» и «Нафтогаза», вследствие неких «серьезных убытков» украинской ГТС.

Заведующий кафедрой международного права МГУ, кандидат юридических наук Алексей Исполинов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что данные требования Украины не имеют правовых оснований. 

Украина не сможет использовать Стокгольм, как прецедент

«Украина здесь апеллирует к прецеденту, а в международном праве прецедента, как такового, нет. Просто решение по спорам в рамках такой системы выносят специально собранные составы арбитров, которые не имеют никакого отношения к другим аналогичным разбирательствам, поэтому система судебного прецедента здесь не работает», - заключает Исполинов.

Как замечает Алексей Станиславович, это особенно характерно для арбитражей ad hoc, которые каждый раз создаются заново при новом составе арбитров. Ведь арбитражи носят одноразовый характер и создаются для рассмотрения каждого конкретного случая.

«Ввиду этого, практически исключено даже участие одних и тех же арбитров в рамках рассмотрения двух разных споров с похожими основаниями. Т.е. это будут другие люди, которые не связаны аргументами и доводами с предыдущими решениями», - констатирует Исполинов.

Соответственно, в рамках конкретных разбирательств арбитров совершенно не интересует, что было в истории взаимоотношений между сторонами в рамках предыдущих споров. Конечно, факт решения второго стокгольмского арбитража будет здесь играть какую-то роль, хотя бы из-за того, что на данный прецедент будет ссылаться Украина, но все-таки очень ограниченную. 

«В общем, арбитраж не будет связан в своем решении предыдущими разбирательствами, поэтому Украина не сможет здесь использовать решение второго Стокгольмского арбитража в качестве аргумента», - резюмирует Исполинов.

Впрочем, вся эта история говорит о том, что Украина приложит все усилия для того, чтобы создать России максимальные трудности в плане транзита газа в Европу, но на этот раз со стороны Евросоюза это не будет иметь понимания.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 01.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики