Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Главная причина роста цен на бензин - отсутствие здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов

Главная причина роста цен на бензин - отсутствие здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов

Главная причина роста цен на бензин в России - отсутствие здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов. Такое мнение высказали эксперты в ходе онлайн-конференции "Нефтянка: налоговый маневр и цены на бензин". Помогут ли принятые правительством мерыпо снижению акцизов на бензин и дизтопливо с 1 июня урезонить стремительный рост цен? И как реально в России можно это сделать?

Цены на топливо вряд ли понизятся, но снижение акциза в совокупности с падением стоимости нефти и уходом экспортного паритета в сторону внутреннего рынка поможет стабилизировать динамику, считает Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер". В то же время она полагает, что единственно верным решением было бы отпустить цены. "Поскольку цены на топливо остаются регулируемыми, а структура внутреннего рынка такова, что если цены отпустить, то они сразу взвинтятся до уровня мирового рынка и станут 80-100 рублей. Это вызовет несомненный шок у населения и экономических субъектов. Зато по таким ценам рынок внутри России сразу наводнится топливом и цены должны будут пойти вниз, скажем, к уровню 45-55 рублей/литр. Лишь затем наступит нормализация рыночного состояния и ситуация будут выправляться без лишнего вмешательства. В принципе уход от ручного регулирования цен на топливо есть единственно верное решение, но для этого должен быть подходящий момент. Пока что власти опасаются это делать", - поясняет свою позицию эксперт.

С ней солидарен Валерий Вайсберг,  директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН". По его мнению, принятые властями решения на время остановят рост, однако, если цены на нефть и дальше будут идти вверх, то и бензин через некоторое время возобновит рост. "На мой взгляд, наиболее хорошим регулятором цен является развитие конкуренции, в том числе со стороны импорта. Другой вопрос, что ни правительство, ни бизнес, ни общество к этому пока не готовы. Скажем, сейчас Россия закупает в Иране до 5 млн тонн нефти в год - это небольшой источник, но нужно с чего-то начинать. Пока же Россия закупленную нефть поставляет в третьи страны, которые ее перерабатывают и сами потребляют полученные нефтепродукты", - комментирует Вайсберг.

Старший аналитик ИК QBF Роман Кузнецов считает, что единовременное снижение акцизов никаким образом не повлияет на цену, поскольку лишь позволит нефтепереработчикам сократить убыток. "Себестоимость топлива в нашей стране на 60% определяется акцизными и налоговыми сборами, а сам процесс реализации бензина для многих производителей попросту убыточный", - поясняет он. По мнению эксперта, реальным способом понизить цены можно лишь проведением планомерной работы по развитию конкуренции в отрасли при постепенном снижении фискальной нагрузки на производителей.

"Сегодня оптовые цены на топливо почти не отличаются от розничных (в среднем по РФ), разница-около рубля, - комментирует Алексей Калачев, аналитик ГК "ФИНАМ". - Для стабильной работы розничных сетей этого явно недостаточно. Снижение пошлин добавит около 2,20 на литр по бензину и около 1,70 по ДТ. Но это не вопрос динамики, а вопрос рентабельности розницы. Динамика будет все равно определяться вектором оптовых цен, т.е. ценой нефти и курсом рубля. При текущей динамике на рынке нефти достаточно предпринять меры по укреплению рубля, чтобы остановить рост розничных цен. Если это неприемлемо для ЦБ, остается только регулирование с помощью пошлин: повысим пошлину - остановим цены", - констатирует эксперт.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, согласен с тем, что снижением акцизов можно на какое-то время остановить рост цен на топливо, но это поверхностная, вынужденная мера, а потому неэффективная. "Сложившая олигополия на внутреннем рынке нефтепродуктов - главная причина роста цен на бензин, убежден эксперт. - Стабилизировать внутренний рынок заявленными мерами - введением заградпошлин при необходимости и коррекцией акцизов вниз, в принципе можно. Но по-настоящему действенна только одна единственная мера - ручной режим, что в принципе мы и видим. Только власти прибегают к нему не бессрочно, а в периоды кризисов. Смены же уклада - в пользу здоровой рыночной конкуренции - на российском рынке нефтепродуктов пока не просматривается - степень картелизации по-прежнему высока. Развитие биржевой составляющей, и упреки ФАС в нарушениях поведения нефтекомпаний на топливном рынке - это все еще малоэффективные истории для "обуздания" сегмента сбыта нефтепродуктов", - констатирует эксперт. 

Источник: Finam.Ru, 08.06.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики