Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Главная причина роста цен на бензин - отсутствие здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов

Главная причина роста цен на бензин - отсутствие здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов

Главная причина роста цен на бензин в России - отсутствие здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов. Такое мнение высказали эксперты в ходе онлайн-конференции "Нефтянка: налоговый маневр и цены на бензин". Помогут ли принятые правительством мерыпо снижению акцизов на бензин и дизтопливо с 1 июня урезонить стремительный рост цен? И как реально в России можно это сделать?

Цены на топливо вряд ли понизятся, но снижение акциза в совокупности с падением стоимости нефти и уходом экспортного паритета в сторону внутреннего рынка поможет стабилизировать динамику, считает Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер". В то же время она полагает, что единственно верным решением было бы отпустить цены. "Поскольку цены на топливо остаются регулируемыми, а структура внутреннего рынка такова, что если цены отпустить, то они сразу взвинтятся до уровня мирового рынка и станут 80-100 рублей. Это вызовет несомненный шок у населения и экономических субъектов. Зато по таким ценам рынок внутри России сразу наводнится топливом и цены должны будут пойти вниз, скажем, к уровню 45-55 рублей/литр. Лишь затем наступит нормализация рыночного состояния и ситуация будут выправляться без лишнего вмешательства. В принципе уход от ручного регулирования цен на топливо есть единственно верное решение, но для этого должен быть подходящий момент. Пока что власти опасаются это делать", - поясняет свою позицию эксперт.

С ней солидарен Валерий Вайсберг,  директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН". По его мнению, принятые властями решения на время остановят рост, однако, если цены на нефть и дальше будут идти вверх, то и бензин через некоторое время возобновит рост. "На мой взгляд, наиболее хорошим регулятором цен является развитие конкуренции, в том числе со стороны импорта. Другой вопрос, что ни правительство, ни бизнес, ни общество к этому пока не готовы. Скажем, сейчас Россия закупает в Иране до 5 млн тонн нефти в год - это небольшой источник, но нужно с чего-то начинать. Пока же Россия закупленную нефть поставляет в третьи страны, которые ее перерабатывают и сами потребляют полученные нефтепродукты", - комментирует Вайсберг.

Старший аналитик ИК QBF Роман Кузнецов считает, что единовременное снижение акцизов никаким образом не повлияет на цену, поскольку лишь позволит нефтепереработчикам сократить убыток. "Себестоимость топлива в нашей стране на 60% определяется акцизными и налоговыми сборами, а сам процесс реализации бензина для многих производителей попросту убыточный", - поясняет он. По мнению эксперта, реальным способом понизить цены можно лишь проведением планомерной работы по развитию конкуренции в отрасли при постепенном снижении фискальной нагрузки на производителей.

"Сегодня оптовые цены на топливо почти не отличаются от розничных (в среднем по РФ), разница-около рубля, - комментирует Алексей Калачев, аналитик ГК "ФИНАМ". - Для стабильной работы розничных сетей этого явно недостаточно. Снижение пошлин добавит около 2,20 на литр по бензину и около 1,70 по ДТ. Но это не вопрос динамики, а вопрос рентабельности розницы. Динамика будет все равно определяться вектором оптовых цен, т.е. ценой нефти и курсом рубля. При текущей динамике на рынке нефти достаточно предпринять меры по укреплению рубля, чтобы остановить рост розничных цен. Если это неприемлемо для ЦБ, остается только регулирование с помощью пошлин: повысим пошлину - остановим цены", - констатирует эксперт.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, согласен с тем, что снижением акцизов можно на какое-то время остановить рост цен на топливо, но это поверхностная, вынужденная мера, а потому неэффективная. "Сложившая олигополия на внутреннем рынке нефтепродуктов - главная причина роста цен на бензин, убежден эксперт. - Стабилизировать внутренний рынок заявленными мерами - введением заградпошлин при необходимости и коррекцией акцизов вниз, в принципе можно. Но по-настоящему действенна только одна единственная мера - ручной режим, что в принципе мы и видим. Только власти прибегают к нему не бессрочно, а в периоды кризисов. Смены же уклада - в пользу здоровой рыночной конкуренции - на российском рынке нефтепродуктов пока не просматривается - степень картелизации по-прежнему высока. Развитие биржевой составляющей, и упреки ФАС в нарушениях поведения нефтекомпаний на топливном рынке - это все еще малоэффективные истории для "обуздания" сегмента сбыта нефтепродуктов", - констатирует эксперт. 

Источник: Finam.Ru, 08.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики