Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть свернула на восток

Российская нефть свернула на восток

За пять месяцев этого года поставки российской нефти в Европу сократились на 16%. В то же время экспорт в Китай вырос и в 2018 году увеличение составит 45%. Переориентирование российской нефти на восточное направление уже привело к тому, что пустую нишу в Европе начала занимать американская нефть, поставки которой на мировой рынок в этом году увеличились вдвое. Эксперты говорят, что азиатское направление для российских компаний более перспективно и проблемой российской нефти в Европе может быть даже не конкуренция с американским «черным золотом», а ее сернистость, которая уже сейчас не устраивает европейских переработчиков.

Как рассказал «Ведомостям» вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов, в январе-мае Россия сократила экспорт нефти в Европу до 51 млн тонн. Снижение поставок произошло как по нефтепроводу «Дружба», так и из морских портов в Приморске, Новороссийске и Усть-Луге. Если трубопроводный экспорт снизился на 1%, то танкерный — на 17−26%.

Вице-президент «Транснефти» объяснил снижение ростом поставок в Китай, исполнением Россией соглашения с ОПЕК и ростом переработки нефти внутри страны. Например, экспорт нефти по нефтепроводу Сковородино-Мохэ и через Казахстан увеличился в полтора раза. Основной экспортер — «Роснефть». У компании есть три контракта на поставку «черного золота» с китайской госкомпанией CNPC. Один — на 15 млн тонн нефти в год до 2030 года, второй — на 8 млн тонн в год до 2038 года, и третий — на 18 млн тонн нефти в год до 2022 года. Кроме того, так и не состоявшийся акционер «Роснефти» китайская CEFC проходит сейчас процедуру банкротства, но сохранит через свою трейдинговую «дочку» закупки нефти в России — 10 млн тонн ежегодно до 2022 года.

Главным поставщиком нефти в Китай Россия стала еще в 2016 году, обогнав Саудовскую Аравию на 1,5 млн тонн нефти (52,5 и 51 млн тонн, соответственно).

«В среднесрочной перспективе спрос на нефть в странах Евросоюза будет падать или стагнировать. Следовательно, европейский рынок является не таким перспективным как растущий китайский. Поэтому Россия, чтобы закрепиться как основной поставщик на азиатском рынке, переориентировала часть потоков малосернистой нефти с Европы на Китай», — говорит старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Артем Малов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков добавляет, что российские нефтяники не случайно бьются за доступ к китайской «трубе». «Продавать нефть на азиатские рынки выгоднее, чем в Европу», — эксперт объясняет ситуацию тем, что, поступая по нефтепроводу в Европу, низкосернистая нефть из Сибири смешивается с высокосернистой поволжской, а в Китай поступает только низкосернистая нефть. «Поэтому „китайская“ нефть продается дороже, — заметил Игорь Юшков. — Кроме того, пропускную систему ВСТО расширили до 30 млн тонн и „Роснефть“ решила проблему своповых операций с Казахстаном. Ранее там возмущались, что из России получают среднесернистую нефть, а взамен по той же цене продают в Китай низкосернистую. Очевидно, проблему решили после того, как „Роснефть“ добилась снижения тарифов на прокачку нефти по территории Казахстана и, таким образом, казахская сторона получает своеобразную компенсацию в виде более низких тарифов».

Среди минусов переориентации России на восток старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Артем Малов называет то, что качество нефти Urals, поставляемой в Европу, упало, вызвав недовольство перерабатывающих компаний, которые вынуждены искать других поставщиков нефти с меньшим количеством серы для смешивания. Как сообщало агентство Reuters, содержание серы на северной ветке нефтепровода «Дружба», идущей в Польшу и Германию, в январе неоднократно повышалось до 1,81−1,85%. На южной ветке «Дружбы» — до 1,8%. За год содержание серы в российской нефти выросло на 0,15%. Это вызвало возмущение европейских переработчиков, у которых существуют четкие требования по качеству сырья и содержанию серы. В результате они были вынуждены закупать более дорогие низкосернистые сорта нефти для смешивания с российской.

Еще одним из минусов Артем Малов называет возможные затраты, которые понесут из-за переориентации потока транспортные компании и перевозчики. Как отмечали в конце апреля в Bloomberg, увеличение поставок российской нефти в Китай и по нефтепроводам вылилось в то, что снизились заказы на танкерные перевозки и доставка барреля нефти, например, из Новороссийска в Средиземное море упала ниже $ 1 — самая низкая стоимость фрахта с 2009 года. «Танкерный флот страдает повсюду. Если Россия будет отправлять все больше нефти трубопроводами, а не судами, то восстанавливающийся сектор танкерных перевозок снова получит удар из-за фундаментальных изменений в спросе», — сказал Bloomberg аналитик Evercore ISI Джон Чаппель.

Как отмечало агентство Bloomberg еще в январе, переориентирование российской нефти на восток привело к тому, что российская марка Urals подорожала в цене и торговалась на лондонской бирже по сравнению с декабрем на 60 центов ближе к цене на нефть марки Brent. Urals традиционно продается со скидкой к стоимости североморской нефти.

Тем временем США в последнее время активно наращивают добычу и экспорт нефти и увеличивают поставки в Европу, заполняя в том числе и российскую нишу. По данным Reuters, общий экспорт нефти из США вырос за 5 месяцев вдвое — до 2,5 млн баррелей в сутки. «Если мы сравниваем текущий уровень с тем, что был год назад, то увидим, что рост добычи нефти в США (1,57 млн баррелей в сутки) почти равен росту экспорта и переработки (1.31 млн + 0.25 млн = 1.56 млн). Вот почему экспорт нефти из США важен как никогда», — написал в Twitter нефтяной аналитик из Хьюстона Али Октай.

Как отмечает эксперт Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Екатерина Грушевенко, российский сорт Urals испытывает меньшую конкуренцию со стороны легкой североамериканской WTI, чем другие сорта нефти. «Легкая низкосернистая нефть предпочтительна для многих европейских НПЗ, — говорит эксперт. — Однако, например, в мае из-за роста потребления WTI снизился спрос на средиземноморские низкосернистые сорта (смесь CPC и азербайджанскую легкую нефть)». По мнению Екатерины Грушевенко, бо’льшим конкурентом для российского сорта Urals был бы сернистый сорт Mars из США. «Однако на данный момент его основным зарубежным покупателем является азиатский рынок. Внутренний спрос в США на данные сорта нефти так же высок», — отметила эксперт Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО. Она говорит, что большей проблемой для экспорта российской нефти в Европу является все-таки увеличение сернистости сорта Urals. «Этот фактор может оказаться серьезнее, нежели рост конкуренции на рынке», — добавила эксперт.

«Если бы мы говорили о поставках газа из США в Европу, то тогда бы речь шла о конкуренции с российским сырьем, — считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. — А так у нас нет проблем с маркетингом. Есть проблема с ростом добычи».

Тем временем реальный баланс нефти между спросом и предложением, несмотря на высокие нефтяные котировки, очевидно, еще не найден. По данным Reuters, в плавающих хранилищах Европы скопилось в мае 12,9 млн баррелей нефти и этот объем оказался рекордным за последние полтора года. Это ударило и по стоимости нефти из США. Рост экспорта из Соединенных Штатов привел к тому, что трейдеры вынуждены продавать североамериканскую WTI с дисконтом к Brent в $ 10 за баррель, в то время как еще два месяца назад он не превышал $ 5, заметили в Zerohedge.

Источник: EADaily, 15.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики