Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дыры в бюджете. Как налоговый маневр разгоняет рост цен на бензин

Дыры в бюджете. Как налоговый маневр разгоняет рост цен на бензин

Российские власти пытаются повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, но вместо этого создают условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке

Налоговый маневр в нефтяной отрасли завершится в ближайшее время. Процесс заключается в поэтапном, в течение 2019–2024 годов, снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. В итоге фискальные сборы с нефтяного сектора должны увеличиться, в результате чего госбюджет сможет претендовать на дополнительные доходы.

Предвидев этот сценарий, вертикально-интегрированные нефтекомпании принялись отыгрывать потери. Они начали резко поднимать цены на внутреннем рынке топлива — с середины марта их еженедельный рост стал беспрецедентным. Это спровоцировало протесты населения в регионах.

В результате правительство занялось пересмотром акцизной политики. В конце мая на время приняли оперативное решение о понижении акцизов. Кроме того, правительство отказалось от плановой индексации ставок с 1 июля.

Продолжается проработка и системных мер: Минфин согласился на предоставление обратного акциза для нефтепереработки. Получить такой акцизный бонус смогут только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), поставляющие на внутренний рынок бензин в объеме не менее 10% от первичной переработки.

При этом предприятиям «Роснефти» и «Новатэка» как санкционным компаниям власти предоставили возможность получить обратный акциз, даже не выпуская бензин. Воспользоваться этим шансом компании смогут, только если выполнят критерий поставок топлива внутренним потребителям. 

Отрицательный акциз дополнят и так называемым плавающим акцизом. Он должен частично сглаживать влияние на внутренний рынок нефтепродуктов колебание цен на нефть и курса рубля.

Суть механизма в том, что если экспортная премия для бензина и дизельного топлива превысит их биржевые цены в России, то нефтяникам компенсируют половину разницы из бюджета.

Предельный размер разницы — 3000 рублей на тонну. Таким образом, максимально субсидия не превысит 1500 рублей на тонну. Но, скажем, в мае по бензину «разрыв» между внутренней и экспортной ценами мог составлять до 8000 рублей на тонну.

Позднее стало известно, что Минфин дополнил законопроект преференциями для ряда заводов, удаленных от экспортных рынков. Речь может идти об НПЗ в Поволжье, на Урале и в Сибири. Предприятия получат на только возвратный акциз, но и повышающие коэффициенты для него.

За счет налогового маневра Минфин изначально рассчитывал получить в федеральный бюджет прибавку в размере до 1,6 трлн рублей. Вариант с субсидией для НПЗ предполагает, что в итоге поступления в госказну снизятся примерно на 20% от расчетной суммы.

Кроме того, Минфин зафиксировал в документе изначально прописанные в бюджете ставки акцизов на топливо с 2019 года, что означает их рост с текущего уровня. Это выглядит весьма странным на фоне решения о понижении ставок с 1 июня 2018 года.

В ведомстве противоречие объясняют тем, что документ остается предварительным и финальной резолюции по вариантам завершения налогового маневра, в том числе по уровню акцизов в следующем году, на данный момент еще нет.

Ясно одно: сложная акцизная политика, предложенная Минфином, не решает проблему роста цен на нефтепродукты внутри страны. А желание властей залатать дыры в бюджете за счет утяжеления фискального гнета на нефтяные компании при сохраняющемся олигопольном укладе на национальном рынке топлива создает комфортные условия для нового витка цен.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ
 
Опубликовано: Forbes.Ru, 22.06.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики