Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дыры в бюджете. Как налоговый маневр разгоняет рост цен на бензин

Дыры в бюджете. Как налоговый маневр разгоняет рост цен на бензин

Российские власти пытаются повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, но вместо этого создают условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке

Налоговый маневр в нефтяной отрасли завершится в ближайшее время. Процесс заключается в поэтапном, в течение 2019–2024 годов, снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. В итоге фискальные сборы с нефтяного сектора должны увеличиться, в результате чего госбюджет сможет претендовать на дополнительные доходы.

Предвидев этот сценарий, вертикально-интегрированные нефтекомпании принялись отыгрывать потери. Они начали резко поднимать цены на внутреннем рынке топлива — с середины марта их еженедельный рост стал беспрецедентным. Это спровоцировало протесты населения в регионах.

В результате правительство занялось пересмотром акцизной политики. В конце мая на время приняли оперативное решение о понижении акцизов. Кроме того, правительство отказалось от плановой индексации ставок с 1 июля.

Продолжается проработка и системных мер: Минфин согласился на предоставление обратного акциза для нефтепереработки. Получить такой акцизный бонус смогут только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), поставляющие на внутренний рынок бензин в объеме не менее 10% от первичной переработки.

При этом предприятиям «Роснефти» и «Новатэка» как санкционным компаниям власти предоставили возможность получить обратный акциз, даже не выпуская бензин. Воспользоваться этим шансом компании смогут, только если выполнят критерий поставок топлива внутренним потребителям. 

Отрицательный акциз дополнят и так называемым плавающим акцизом. Он должен частично сглаживать влияние на внутренний рынок нефтепродуктов колебание цен на нефть и курса рубля.

Суть механизма в том, что если экспортная премия для бензина и дизельного топлива превысит их биржевые цены в России, то нефтяникам компенсируют половину разницы из бюджета.

Предельный размер разницы — 3000 рублей на тонну. Таким образом, максимально субсидия не превысит 1500 рублей на тонну. Но, скажем, в мае по бензину «разрыв» между внутренней и экспортной ценами мог составлять до 8000 рублей на тонну.

Позднее стало известно, что Минфин дополнил законопроект преференциями для ряда заводов, удаленных от экспортных рынков. Речь может идти об НПЗ в Поволжье, на Урале и в Сибири. Предприятия получат на только возвратный акциз, но и повышающие коэффициенты для него.

За счет налогового маневра Минфин изначально рассчитывал получить в федеральный бюджет прибавку в размере до 1,6 трлн рублей. Вариант с субсидией для НПЗ предполагает, что в итоге поступления в госказну снизятся примерно на 20% от расчетной суммы.

Кроме того, Минфин зафиксировал в документе изначально прописанные в бюджете ставки акцизов на топливо с 2019 года, что означает их рост с текущего уровня. Это выглядит весьма странным на фоне решения о понижении ставок с 1 июня 2018 года.

В ведомстве противоречие объясняют тем, что документ остается предварительным и финальной резолюции по вариантам завершения налогового маневра, в том числе по уровню акцизов в следующем году, на данный момент еще нет.

Ясно одно: сложная акцизная политика, предложенная Минфином, не решает проблему роста цен на нефтепродукты внутри страны. А желание властей залатать дыры в бюджете за счет утяжеления фискального гнета на нефтяные компании при сохраняющемся олигопольном укладе на национальном рынке топлива создает комфортные условия для нового витка цен.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ
 
Опубликовано: Forbes.Ru, 22.06.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики