Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия оформляет брак с ОПЕК по расчету

Россия оформляет брак с ОПЕК по расчету

Трамп объяснил арабам и русским, куда должны идти нефтяные цены

Картель нефтедобывающих стран ОПЕК и Россия не смогли в полной мере удовлетворить требования Дональда Тампа о снижении мировых цен на нефть. Экспортеры черного золота объявили о пересмотре действующего уровня снижения добычи на 1,8 млн барр. в сутки и согласились увеличить производство на 1 млн барр. Для снижения нефтяных цен в соотвествии с указаниями Трампа требовалось гораздо большее увеличение добычи. Поэтому мировые цены после коректировки соглашения ОПЕК+ пошли вверх. А некоторые страны-экспортеры заявили, что принимают решения об увеличении добычи самостоятельно. То есть без оглядки на Трампа, который требует еще большего снижения цен.

Россия и Саудовская Аравия хотя и пошли на компромисс с нефтяной оппозицией, но в итоге получили соглашение, которое их вполне может удовлетворить. На встрече в столице Австрии в субботу страны ОПЕК+ утвердили рост добычи нефти на 1 млн барр. в сутки в течение второго полугодия (то есть до конца июня). Российское Мин-энерго и Саудовская Аравия предлагали увеличить добычу сразу до 1,5 млн барр., однако Иран, Ирак и Венесуэла выступали против, одним из вариантов было увеличение добычи только на 0,3 млн барр. (см. «НГ» от 19.06.18).

Очевидно, споры были жаркие, встреча в Вене стала самой долгой за всю историю сделки ОПЕК+. Но в итоге она закончилась в субботу всеобщим согласием. Основным аргументом, конечно, стало перевыполнение на 150% плана по добыче, которое наблюдается в последние месяцы. Почти все страны ОПЕК+ соблюдали условия венской сделки, но некоторые «перевыполняли» ее, сокращая свою добычу так стремительно, что вместо оговоренного два года назад уровня в 1,8 млн барр. сокращение достигло около 2,8 млн. Добыча резко сократилась в Венесуэле, кроме того, рынок учитывает и возможное давление на поставки иранской нефти после того, как США вышли из ядерной сделки с этой страной.

На фоне слишком стремительного падения добычи цена нефти начала быстро расти, и если в начале соглашения его стороны мечтали о 60 долл. за баррель, то сейчас она составляет около 75 долл. И это опять угрожает балансу на рынке, так как при этой цене опять стимулируется добыча сланцевой нефти в США, в чем страны – экспортеры нефти не заинтересованы.

Увеличение добычи на 1 млн барр. в сутки (то есть на объем «перевыполнения») и призвано вернуться к 100-процентному выполнению сделки. Впрочем, как говорят, реальный рост будет меньше (около 700–800 тыс. барр. в сутки), так как не все страны картеля смогут поддержать новый маневр. А в сентябре участники соглашения планируют еще раз пересмотреть уровни добычи. Вероятно, ожидалось, что и цены на этой новости могут «присесть». Но пока этого не случилось.

Эксперты объясняют это тем, что рост добычи даже на 1 млн барр. не поможет сбалансировать рынок (то есть привести к «нулю» разницу между добычей и спросом). Дело в том, что, например, в апреле-мае страны ОПЕК добывали около 31,9 млн барр., а спрос оценивался в 32,2 млн. На третий квартал этого года картель оценивает спрос в 33,2 млн, а на четвертый – уже в 33,5 млн барр. в сутки. То есть решение ОПЕК+ скорее всего не приведет к снижению цены на нефть.

За событиями в Европе внимательно следят за океаном. Незримо над альянсом витают твиты Дональда Трампа, который накануне встречи написал: «Надеюсь, ОПЕК значительно увеличит добычу. Надо держать цены на низком уровне!» – написал американский президент в Twitter.

Впрочем, министр энергетики РФ Александр Новак на пресс-конференции по итогам заседания министров стран ОПЕК+ заявил, что ОПЕК+ не ориентируется на Twitter Трампа при принятии решений. «В своих действиях мы ориентируемся не на Twitter, а на глубокий анализ, который делается нашими командами, секретариатом ОПЕК и всеми странами, которые вошли в соглашение», – подчеркнул российский министр.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович пояснил «НГ», что Трамп в силу своего политического стиля склонен к постоянному поиску ответственных за проблемы Америки игроков во всем мире, так что претензии хоть к ОПЕК, хоть к иным игрокам в мировой политике и экономике сохранятся. «Другое дело, что Трампу не нужны ни слишком высокие, ни слишком низкие цены на нефть. Американский президент зажат между интересами значительной части своего электората (которому нужно дешевое топливо) и интересами американских нефтяников, в том числе производителей нетрадиционной нефти (которым очень желательны цены на уровне стабильно выше 50 долл. за баррель)», – говорит Митрахович.

Он также сообщил СМИ, что возможность увеличить добычу в рамках ОПЕК+ есть у 8-10 стран, включая Россию, из 24 участников сделки. Аналитики считают, что львиную долю роста добычи, который начнется уже в июле, возьмут на себя именно Россия и Саудовская Аравия. РФ, как ожидается, в ближайшее же время, менее чем за месяц, нарастит добычу на 200 тыс баррелей в сутки из того 1 млн, то есть возьмет на себя 20% общего объема увеличения. По словам Александра Новака, Минэнерго РФ будет рассматривать равные возможности по росту добычи для всех российских компаний. По результатам 2018 года министр ждет добычи более 550 млн т нефти в РФ.

«Российские компании давно хотели послаблений по ОПЕК+, чтобы компаниям возможно было увеличить добычу и больше заработать на объемах экспорта, – говорит Митрахович. – Также увеличение добычи в рамках ОПЕК+ отчасти компенсирует для участников проблему роста добычи в странах, в ОПЕК+ не участвующих. Рост добычи в странах вне ОПЕК+ крайне негативно воспринимался участниками соглашения о добровольном сокращении производства нефти. Другое дело, что новости о росте добычи в ОПЕК+ будут неизбежно использоваться спекулянтами как повод играть на понижение стоимости нефти. Поэтому риски нового падения цен на нефть в среднесрочной перспективе вновь увеличиваются».

Министр нефти и газа Омана Мухаммед Хамад аль-Румхи уточнил, что возможности увеличить добычу помимо России и Саудовской Аравии есть также у Омана, ОАЭ и Кувейта. Правда, Оман может увеличить добычу только на несколько тысяч баррелей в сутки.

Замминистра энергетики Казахстана Магзум Мырзагалиев также заявил, что и его страна хочет нарастить добычу. «Увеличение добычи нефти в целом в наших интересах… Сегодня у нас добыча варьируется между 1,7-1,8 миллиона баррелей в разные месяцы. Поэтому если бы квота (по увеличению добычи нефти) была бы на уровне 100 тыс барр – она бы нас устроила», – сказал он журналистам.

В Вене также обсуждался вопрос дальнейшей работы соглашения ОПЕК+. Александр Новак рассказал, что в рамках министерской встречи было положено начало дискуссии по проекту документа, о продолжении сотрудничества после 2018 года на более долгосрочную перспективу (первоначально соглашение стран ОПЕК и не-ОПЕК действовало полгода, потом несколько раз продлевалось, последний раз до конца 2018 года). «Был представлен проект соответствующей концепции сотрудничества, мы договорились о том, что в течение ближайших трех месяцев, к следующей встрече на уровне мониторингового комитета, будут подготовлены соответствующие предложения от всех стран, входящих и не входящих в ОПЕК, для подготовки этого документа». – сказал Новак. По его словам, ОПЕК+ после 2018 года может получить официальное наименование. «Она уже не будет называться ОПЕК+, мы думаем, как она будет называться», – уточнил министр. «Россию очень давно звали в ОПЕК, и никогда Россия не соглашалась, стремясь сохранить свою независимость в вопросах добычи и экспорта нефти.

Тем более в ОПЕК вряд ли Россия вступит сейчас, когда в 2014-2016 годах картель продемонстрировал, что без участия других стран не способен добиться роста или даже стабилизации цен на нефть. Для решения этой задачи потребовался ОПЕК+. Поэтому, скорее России стоит искать варианты формализации именно ОПЕК+, создания каких-то новых партнерских структур на базе ОПЕК+ или отдельных ключевых стран ОПЕК+», – считает Станислав Митрахович.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 25.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики