Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия оформляет брак с ОПЕК по расчету

Россия оформляет брак с ОПЕК по расчету

Трамп объяснил арабам и русским, куда должны идти нефтяные цены

Картель нефтедобывающих стран ОПЕК и Россия не смогли в полной мере удовлетворить требования Дональда Тампа о снижении мировых цен на нефть. Экспортеры черного золота объявили о пересмотре действующего уровня снижения добычи на 1,8 млн барр. в сутки и согласились увеличить производство на 1 млн барр. Для снижения нефтяных цен в соотвествии с указаниями Трампа требовалось гораздо большее увеличение добычи. Поэтому мировые цены после коректировки соглашения ОПЕК+ пошли вверх. А некоторые страны-экспортеры заявили, что принимают решения об увеличении добычи самостоятельно. То есть без оглядки на Трампа, который требует еще большего снижения цен.

Россия и Саудовская Аравия хотя и пошли на компромисс с нефтяной оппозицией, но в итоге получили соглашение, которое их вполне может удовлетворить. На встрече в столице Австрии в субботу страны ОПЕК+ утвердили рост добычи нефти на 1 млн барр. в сутки в течение второго полугодия (то есть до конца июня). Российское Мин-энерго и Саудовская Аравия предлагали увеличить добычу сразу до 1,5 млн барр., однако Иран, Ирак и Венесуэла выступали против, одним из вариантов было увеличение добычи только на 0,3 млн барр. (см. «НГ» от 19.06.18).

Очевидно, споры были жаркие, встреча в Вене стала самой долгой за всю историю сделки ОПЕК+. Но в итоге она закончилась в субботу всеобщим согласием. Основным аргументом, конечно, стало перевыполнение на 150% плана по добыче, которое наблюдается в последние месяцы. Почти все страны ОПЕК+ соблюдали условия венской сделки, но некоторые «перевыполняли» ее, сокращая свою добычу так стремительно, что вместо оговоренного два года назад уровня в 1,8 млн барр. сокращение достигло около 2,8 млн. Добыча резко сократилась в Венесуэле, кроме того, рынок учитывает и возможное давление на поставки иранской нефти после того, как США вышли из ядерной сделки с этой страной.

На фоне слишком стремительного падения добычи цена нефти начала быстро расти, и если в начале соглашения его стороны мечтали о 60 долл. за баррель, то сейчас она составляет около 75 долл. И это опять угрожает балансу на рынке, так как при этой цене опять стимулируется добыча сланцевой нефти в США, в чем страны – экспортеры нефти не заинтересованы.

Увеличение добычи на 1 млн барр. в сутки (то есть на объем «перевыполнения») и призвано вернуться к 100-процентному выполнению сделки. Впрочем, как говорят, реальный рост будет меньше (около 700–800 тыс. барр. в сутки), так как не все страны картеля смогут поддержать новый маневр. А в сентябре участники соглашения планируют еще раз пересмотреть уровни добычи. Вероятно, ожидалось, что и цены на этой новости могут «присесть». Но пока этого не случилось.

Эксперты объясняют это тем, что рост добычи даже на 1 млн барр. не поможет сбалансировать рынок (то есть привести к «нулю» разницу между добычей и спросом). Дело в том, что, например, в апреле-мае страны ОПЕК добывали около 31,9 млн барр., а спрос оценивался в 32,2 млн. На третий квартал этого года картель оценивает спрос в 33,2 млн, а на четвертый – уже в 33,5 млн барр. в сутки. То есть решение ОПЕК+ скорее всего не приведет к снижению цены на нефть.

За событиями в Европе внимательно следят за океаном. Незримо над альянсом витают твиты Дональда Трампа, который накануне встречи написал: «Надеюсь, ОПЕК значительно увеличит добычу. Надо держать цены на низком уровне!» – написал американский президент в Twitter.

Впрочем, министр энергетики РФ Александр Новак на пресс-конференции по итогам заседания министров стран ОПЕК+ заявил, что ОПЕК+ не ориентируется на Twitter Трампа при принятии решений. «В своих действиях мы ориентируемся не на Twitter, а на глубокий анализ, который делается нашими командами, секретариатом ОПЕК и всеми странами, которые вошли в соглашение», – подчеркнул российский министр.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович пояснил «НГ», что Трамп в силу своего политического стиля склонен к постоянному поиску ответственных за проблемы Америки игроков во всем мире, так что претензии хоть к ОПЕК, хоть к иным игрокам в мировой политике и экономике сохранятся. «Другое дело, что Трампу не нужны ни слишком высокие, ни слишком низкие цены на нефть. Американский президент зажат между интересами значительной части своего электората (которому нужно дешевое топливо) и интересами американских нефтяников, в том числе производителей нетрадиционной нефти (которым очень желательны цены на уровне стабильно выше 50 долл. за баррель)», – говорит Митрахович.

Он также сообщил СМИ, что возможность увеличить добычу в рамках ОПЕК+ есть у 8-10 стран, включая Россию, из 24 участников сделки. Аналитики считают, что львиную долю роста добычи, который начнется уже в июле, возьмут на себя именно Россия и Саудовская Аравия. РФ, как ожидается, в ближайшее же время, менее чем за месяц, нарастит добычу на 200 тыс баррелей в сутки из того 1 млн, то есть возьмет на себя 20% общего объема увеличения. По словам Александра Новака, Минэнерго РФ будет рассматривать равные возможности по росту добычи для всех российских компаний. По результатам 2018 года министр ждет добычи более 550 млн т нефти в РФ.

«Российские компании давно хотели послаблений по ОПЕК+, чтобы компаниям возможно было увеличить добычу и больше заработать на объемах экспорта, – говорит Митрахович. – Также увеличение добычи в рамках ОПЕК+ отчасти компенсирует для участников проблему роста добычи в странах, в ОПЕК+ не участвующих. Рост добычи в странах вне ОПЕК+ крайне негативно воспринимался участниками соглашения о добровольном сокращении производства нефти. Другое дело, что новости о росте добычи в ОПЕК+ будут неизбежно использоваться спекулянтами как повод играть на понижение стоимости нефти. Поэтому риски нового падения цен на нефть в среднесрочной перспективе вновь увеличиваются».

Министр нефти и газа Омана Мухаммед Хамад аль-Румхи уточнил, что возможности увеличить добычу помимо России и Саудовской Аравии есть также у Омана, ОАЭ и Кувейта. Правда, Оман может увеличить добычу только на несколько тысяч баррелей в сутки.

Замминистра энергетики Казахстана Магзум Мырзагалиев также заявил, что и его страна хочет нарастить добычу. «Увеличение добычи нефти в целом в наших интересах… Сегодня у нас добыча варьируется между 1,7-1,8 миллиона баррелей в разные месяцы. Поэтому если бы квота (по увеличению добычи нефти) была бы на уровне 100 тыс барр – она бы нас устроила», – сказал он журналистам.

В Вене также обсуждался вопрос дальнейшей работы соглашения ОПЕК+. Александр Новак рассказал, что в рамках министерской встречи было положено начало дискуссии по проекту документа, о продолжении сотрудничества после 2018 года на более долгосрочную перспективу (первоначально соглашение стран ОПЕК и не-ОПЕК действовало полгода, потом несколько раз продлевалось, последний раз до конца 2018 года). «Был представлен проект соответствующей концепции сотрудничества, мы договорились о том, что в течение ближайших трех месяцев, к следующей встрече на уровне мониторингового комитета, будут подготовлены соответствующие предложения от всех стран, входящих и не входящих в ОПЕК, для подготовки этого документа». – сказал Новак. По его словам, ОПЕК+ после 2018 года может получить официальное наименование. «Она уже не будет называться ОПЕК+, мы думаем, как она будет называться», – уточнил министр. «Россию очень давно звали в ОПЕК, и никогда Россия не соглашалась, стремясь сохранить свою независимость в вопросах добычи и экспорта нефти.

Тем более в ОПЕК вряд ли Россия вступит сейчас, когда в 2014-2016 годах картель продемонстрировал, что без участия других стран не способен добиться роста или даже стабилизации цен на нефть. Для решения этой задачи потребовался ОПЕК+. Поэтому, скорее России стоит искать варианты формализации именно ОПЕК+, создания каких-то новых партнерских структур на базе ОПЕК+ или отдельных ключевых стран ОПЕК+», – считает Станислав Митрахович.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 25.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики