Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По пути Швеции: давление США не помешает Дании дать разрешение "Северному потоку-2"

По пути Швеции: давление США не помешает Дании дать разрешение "Северному потоку-2"

Позиция Дании по «Северному потоку-2» зависит от того, до чего в этом вопросе договорятся большие игроки, причем, главным образом, такие ведущие силы коллективного Запада, как Евросоюз и Соединенные Штаты – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Главным вопросом здесь является позиция Дании

Напомним, что сегодня появилась информация о том, что Дания намеренно затягивает выдачу разрешения на строительство «Северного потока-2» в своей особой экономической зоне по причине внешнеполитического давления со стороны Соединенных Штатов.

При этом, компания Nord Stream 2 AG подала свою заявку властям Копенгагена на прокладку газопровода «Северный поток-2» еще в апреле прошлого года, поэтому очевидно, что датские власти по тем или иным причинам затягивают свое решение. 

Кроме того, датские власти за это время приняли закон, который позволяет правительству Дании отклонять заявки на возведение трубопроводов в своих территориальных водах в том случае, если они противоречат интересам Евросоюза и НАТО.

В то же время, данный законопроект формально не может быть применен к «Северному потоку-2», поскольку он был принят в Дании, что называется, post factum, хотя и очевидно, что его принятие напрямую связано с этим российским проектом.

В результате, возникает вопрос, а смогут ли США додавить Данию или все-таки датчане здесь больше ориентируются на позицию Брюсселя, который выдал свое разрешение на проект «Северный поток-2» и его прокладку непосредственно до Евросоюза. 

Дания ждет итогов спора между США и Евросоюзом

«Датчане однозначно ориентируются в этом вопросе на своих старших товарищей и дают здесь прямой намек Евросоюзу и США, чтобы те, наконец, полностью разобрались по проекту «Северный поток-2», - констатирует Юшков.

Всем очевидно, что «Северный поток-2» необходим европейской экономике, но США, в то же время, используют этот вопрос для одновременного давления, как на Евросоюз, так и на Россию под эгидой поддержки экспорта своего сланцевого газа.

«Дания явно не хочет ввязываться в разные геополитические споры, которые идут сегодня вокруг «Северного потока-2» и просто хочет знать, что ей необходимо делать в сложившейся ситуации. Сначала на датчан давили только американцы, а теперь это начали делать еще и немцы, требуя не применять против «Северного потока-2» нормы своего нового закона», - заключает Юшков.

В результате, как замечает эксперт, датчане оказались здесь, что называется, между молотом и наковальней, с чем и связана их медлительность с выдачей своего официального государственного разрешения на строительство «Северного потока-2». 

Летом прошлого года в Дании был принят «специальный закон»

«Впрочем, вряд ли датчане пойдут на применение своего нового закона по строительству трубопроводов в отношении «Северного потока-2», поскольку это будет прецедентом обратной силы. Ведь «Газпром» подал заявку властям Дании в апреле 2017 года, а данный закон был принят Копенгагеном несколькими месяцами позднее», - резюмирует Юшков.

Соответственно, было бы крайне некорректно со стороны Дании применить свой новый закон к старой заявке, но, учитывая всю сложность сложившейся ситуации, это возможно, поэтому нашей стране нельзя игнорировать и такую перспективу.

«Что касается логики американской стороны, то перед нами последний шанс для Вашингтона задушить данный проект чужими руками без включения каких-то очевидных и грубых внешнеполитических инструментов», - констатирует Юшков.

Другой вопрос, что даже в случае, если Дания все-таки не выдаст разрешение на строительство «Северного потока-2», это не приведет к краху данного проекта, учитывая, что у Nord Stream 2 AG останутся и другие пути по его практической реализации. 

Дания склоняется к выдаче разрешения по «Северному потоку-2»

«Это, конечно, приведет к удорожанию данного проекта – правда, не критическому, а также к увеличению сроков его реализации, но, в целом, «Газпром» способен справиться с этой задачей и без согласия со стороны Дании», - заключает Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, «Газпром» и его дочерняя структура Nord Stream 2 AG готовы к такому повороту событий по той причине, что сразу после того, как в Дании был принят закон о трубопроводах, стало понятно, что такое развитие событий является возможным. Поэтому наш газовый монополист провел здесь большую подготовительную работу.

«Здесь нужно еще обратить внимание на поведение датчан после того, как шведы выдали свое разрешение на строительство «Северного потока-2». Они тогда заявили, что также не видят оснований для невыдачи соответствующего разрешения, хотя рассмотрение данного вопроса с тех пор так и не сдвинулось в Копенгагене с мертвой точки», - резюмирует Юшков.

Просто Дания является последней страной, которая должна выдать Nord Stream 2 AG разрешение на реализацию своего проекта, поэтому Копенгаген крайне озабочен тем, как данный шаг может сказаться на современной глобальной политике. 

«Фактически, такое поведение со стороны Дании является прямым запросом к США по озвучиванию со стороны Вашингтона каких-то дополнительных претензий к «Северному потоку-2», поскольку Копенгаген явно хочет принять такое же решение, как и остальные страны Евросоюза, и дать разрешение на реализацию данного проекта», - констатирует Юшков.

Соответственно, можно сделать вывод, что все здесь зависит от переговоров России, Евросоюза и США, а не от Дании.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 25.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики