Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Шаг к контрактам": три варианта маршрута второй нитки "Турецкого потока" назвал эксперт

"Шаг к контрактам": три варианта маршрута второй нитки "Турецкого потока" назвал эксперт

«Газпром» возобновил строительство второй нитки морской части газопровода «Турецкий поток». Как отмечает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, окончательный маршрут «Турецкого потока» пока не согласован, поэтому риски по использованию второй нитки для поставок российского газа в Европу сохраняются. 

Укладка второй нитки "Турецкого потока"

Как говорится в сообщении оператора строительства газопровода «Турецкий поток», судно Pioneering Spirit возобновило укладку второй нитки морского участка проекта и продолжает двигаться по направлению к поселку Кыйыкей в Турции. В общей сложности по обеим ниткам на текущий момент уложено 1161 километр труб, что составляет 62% от совокупной протяженности газопровода.

«Риски, связанные с использованием газопровода «Турецкий поток» для поставок российского газа в Европу, сохраняются. До сих пор на уровне «Газпрома» не подписаны твердые контракты с компаниями стран, которые будут получать газ по этой трубе - речь идет в первую очередь про Грецию, Болгарию, Италию и Венгрию. 

Пока есть только предварительные межправительственные соглашения и меморандумы. Но, по всей видимости «Газпром» считает, что те переговоры, которые он ведет с властями и компаниями из Балканских стран и Италии, в итоге увенчаются успехом, и газ можно будет по этой трубе поставлять», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Три варианта маршрута 

Чуть ранее зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что компания в самое ближайшее время окончательно определит маршрут второй нитки «Турецкого потока». По его словам, в соответствии с процедурами Евросоюза и Еврокомиссии сейчас обсуждаются два основных варианта.

«Первый вариант предполагает поставки газа в Турцию, дальше Грецию, Албанию и Италию. Этот проект называется IGI Посейдон, он должен конкурировать с Трансадриатическим газопроводом, который тянет газ в Италию, остающейся крупнейшим рынком Южной Европы.

Второй вариант предполагает поставки газа в сторону Австрии через Балканы, проходя Болгарию, Сербию и Венгрию. Газ можно довести до хаба Баумгартен, либо сделать ставку на снабжение Балканских стран. Но из Баумгартена можно поставлять газ и в Италию и по другим направлениям, если построить соответствующую инфраструктуру. Но вопрос в том, кто будет ее строить? Если в случае с Южным потоком предполагались инвестиции «Газпрома», то здесь деньги должны найти европейские страны.

И третий вариант предполагает использование по реверсу Трансбалканского маршрута, по которому сейчас российский газ поставляется в Турцию, но впоследствии будет не востребован. Хотя европейские страны говорят о намерении использовать этот маршрут для своих источников, того же азербайджанского газа или с СПГ-терминалов Греции и Хорватии, но на самом деле с точки зрения антимонопольного права ЕС любой поставщик может его использовать. Поэтому Газпром вправе претендовать на допуск к Трансбкаланскому газопроводу», - объясняет Станислав Митрахович.

Напомним, что «Газпром» начал строительство морского участка газопровода «Турецкий поток» в мае 2017 года. Первая нитка будет предназначена для турецкого рынка, вторая - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Начало поставок запланировано уже на конец 2019 года.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 26.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики