Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На «Северный поток-2» готовят удавку ради Украины

На «Северный поток-2» готовят удавку ради Украины

Копенгаген разрывается между Вашингтоном и Берлином, поэтому может заблокировать газопровод

Премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен пригрозил, что его страна может заблокировать строительство российского газопровода «Северный поток-2». Такое заявление он сделал на совместной пресс-конференции с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом.

«Я провел через парламент законопроект, который позволит нам проводить оценку сферы внешней политики в стандартном процессе рассмотрения заявок, и это позволит нам в правовых рамках заблокировать или отложить этот проект», — заявил политик.

Кроме того, Расмуссен предложил вынести обсуждение будущего «Северного потока-2» и транзита газа через Украину на общеевропейский уровень.

«Люкке Расмуссен предложил вынести обсуждение проекта на общеевропейский уровень, с целью серьезно и взвешенно проанализировать все риски и роль Украины как транзитера топлива», — говорится в сообщении на сайте правительства Украины.

Как известно, Украина настаивает на том, что «Северный поток-2» — это исключительно политический проект, необходимый для того, чтобы лишить ее доходов от транзита и усилить «энергетическую зависимость» Европы от России. В «Газпроме», а также в Германии, которая является основным бенефициаром проекта, настаивают на том, что газопровод является чисто коммерческим и выгоден всем сторонам, так как снижает стоимость доставки газа в Европу и способствует диверсификации путей поставок.

Примечательно, что заявление датского премьера было сделано через несколько дней после того, как заместитель помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк сказала, что у Европы остались рычаги для того, чтобы заблокировать «Северный поток-2» и американцы надеются, что европейцы ими воспользуются.

В ЕС же мнения по поводу «Северного потока-2» разделились — страны разрываются между собственными экономическими интересами и пресловутой трансатлантической солидарностью, то есть выполнением требований США по блокировке «Потока». Даже Дания пока что не приняла окончательного решения. Как объяснил Расмуссен, в Копенгагене еще не определились со сроками принятия финального вердикта, так как строительство «Северного потока — 2″ несет в себе геополитическую и европейскую импликацию», и самостоятельно решить такой важный вопрос Копенгаген просто не в состоянии. Ситуацию осложняет то, что Германия, Финляндия и Швеция уже выдали разрешение на строительство, и Дания остается единственной страной, которая может заблокировать проект.

«Главные опасения Дании заключаются, видимо, в том, чтобы не разочаровать главного союзника — Вашингтон, который выкручивает руки партнерам, чтобы вытеснить российский газ с европейского рынка и наполнить его своим СПГ. Вместе с тем Копенгаген опасается испортить отношения и с Берлином, который выступает за строительство „Северного потока — 2“ как коммерческого проекта», — сообщил«Известиям» источник в дипломатических кругах.

В Берлине действительно продолжают последовательно выступать за «Северный поток-2». Брюссель, хотя и не является таким сторонником проекта, тоже не согласен с угрозами США вводить санкции против европейских компаний, которые связаны со строительством газопровода.

«Я бы предпочел, чтобы мы, будучи партнерами, сначала вели переговоры и лишь затем вводили в отношении друг друга санкции. В этом бы заключалась моя настойчивая рекомендация, касающаяся того, чтобы быть хорошим союзником», — заявил 25 июня замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович.

Россия, в свою очередь, призывает США не вмешиваться в европейскую энергетическую политику. Министр энергетики Александр Новак, который побывал с визитом в Вашингтоне, подчеркнул, что «Северный поток-2» — это экономически целесообразный для Европы проект, в котором заинтересованы европейские потребители, а не политический шаг.

Вряд ли США прислушаются к этому призыву, вопрос в том, на чьей стороне в итоге окажется Дания — Вашингтона или Берлина. Впрочем, даже если Копенгаген заблокирует прокладку части трубы в своих территориальных водах, это не помешает реализовать проект. Во-первых, «Газпром» может оспорить это решение в суде. А во-вторых, что более важно, еще осенью прошлого года, когда парламент Дании только рассматривал внесение поправок в законопроект о выдаче разрешений, в компании-операторе Nord Stream 2 AG сообщили, что разработан альтернативный маршрут газопровода в обход акватории этой страны, который ненамного превысит первоначальный вариант по расстоянию и стоимости.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что Дания оказалась не в силах противостоять давлению Вашингтона, хотя ее действия не сорвут, а, в худшем случае, притормозят проект.

— Три европейских страны уже выдали разрешение на строительство «Северного потока-2», и Дания неожиданно для себя оказалась последней надеждой США. Судя по всему, с такой ответственностью эта маленькая страна справиться не в состоянии. На самом деле этот вопрос полностью находится в юрисдикции национального правительства Дании. Для его решения не нужно привлекать никакие европейские институты. Было несколько вердиктов европейских юристов о том, что данный вопрос находится в сфере национального регулирования.

Но Дания попросту боится брать на себя эту ответственность. Получилось так, что Швеция уже успела выдать разрешение, причем премьер этой страны сказал, что он против проекта, но у него нет оснований для того, чтобы его запретить. Им хватило мужество не идти на поводу у Вашингтона. Дания дала слабину с принятием своего закона, и теперь оказалась в глупой ситуации.

Поэтому сейчас из Вашингтона по сто раз в день звонят в Копенгаген и требуют не давать разрешение на прокладку трубы. Перед датчанами поставлена задача — делать все, чтобы сорвать этот проект, в противном случае, им спасибо не скажут. Да еще и Украина начинает давить и апеллировать к тому, что Дания — демократия, и должна их поддержать. Датские власти растерялись и не знают, как справиться с этим грузом, вот почему они и говорят о том, что нужно вынести рассмотрение этого вопроса на общеевропейский уровень. Они понимают, что если просто не выдадут разрешение, они окажутся в глупейшей ситуации.

«СП»: — Почему?

— Да, они приняли закон. Но что делает этот закон? Он позволяет Дании по политическим мотивам не выдавать разрешения на экономические проекты. Этот закон находится на грани нарушения Конвенции ООН по морскому праву 1972 года и нарушает фундаментальные принципы римского права, которыми так гордится Европа. Эти моменты драматичны для датчан.

Поясню почему. Компания Nord Stream 2 AG, оператор проекта, подала заявку по правилам, которые существовали в Дании. Копенгаген изменил закон, когда процедура согласования уже была запущена. Они нарушили один из главных принципов европейского права о том, что закон не имеет обратной силы, и исправили его в момент, когда заявка уже находилось у регуляторов. Это грубейшее юридическое нарушение, и Дания это прекрасно понимает.

Второй важный момент в том, что европейцы всегда говорили о том, что нужно убрать политику из экономики. Они ведь нас все время обвиняют в том, что мы используем некое газовое «политическое оружие». И вот теперь Дания открыто говорит, что по политическим мотивам может заблокировать строительство трубы. Поэтому теперь осознавая все риски своего решения, но, не справляясь с давлением, которое на них оказывает Вашингтон, они пытаются эту ответственность перебросить на Брюссель. Хотя совершенно непонятно, каким может быть механизм рассмотрения этого вопроса в ЕС, его просто не существует.

Дания в этой ситуации не ведет себя, как суверенная страна, раз они все решения готовы переадресовывать Брюсселю. Получается, нет больше такой страны? Их сборная играет сейчас на чемпионате мира по футболу, может, пусть их место займет другая команда, раз они отказываются от своего статуса государства.

«СП»: — К чему приведет отказ Дании выдать разрешение на строительство «Северного потока-2»?

— Тут есть важный нюанс. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1972 года страна может запретить строительство трубопроводов в своих территориальных водах, но не может этого сделать в исключительной экономической зоне. Поэтому «Газпрому» в крайнем случае придется немного изменить маршрут, обходить южнее остров Готланд и строить трубу там, где Дания не может запретить это делать. А если она попытается, это будет совсем уж грубое нарушение морского права.

Так что единственное, что может реально сделать Дания — это немного поднять стоимость проекта и немного сдвинуть сроки его реализации. Но, как мы видим, Дания очень боится, что эти откровенные юридические «косяки» лягут на ее плечи, и всеми силами пытается этого избежать.

«СП»: — Может ли запрет Дании стать своего рода прецедентом, например, другие страны тоже будут пересматривать разрешения или как-то изменят законодательство?

— Как я уже сказал, есть решение целого ряда европейских институтов и юридических комиссий о том, что разрешения на прокладку трубы в территориальных водах не требуют вмешательство Евросоюза, так как морские газопроводы не попадают по действие его газовых директив. Если Дания попытается передать это решение в руки ЕС, это может вызвать правовой кризис. Но это не отменяет тех решений, которые уже приняты другими странами. В противном случае, можно договориться до того, что нужно первый «Северный поток» вынимать со дна моря, а это абсурд. 

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 27.06.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики