Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Независимые АЗС в панике: Государству предложено купить топливные заправки

Независимые АЗС в панике: Государству предложено купить топливные заправки

АЗС, не входящие в вертикально интегрированные холдинги, готовы стать государственными лишь бы избежать банкротства. Подобная угроза в условиях снижения рентабельности нефтепереработки видится автозаправочным станциям вполне реальной перспективой.

Налоговый маневр, проводимый в нефтяной отрасли и предполагающий снижение экспортной пошлины и рост НДПИ, привел к диспаритету оптового и розничных топливных рынков, что поставило под угрозу существование независимых игроков. Из-за разницы в цене в 2 рубля на литр топлива независимые компании уже теряют клиентов, которые предпочитают покупать бензин у крупных сетей.

Счет идет на часы?

К началу лета топливо на российских АЗС подорожало в среднем на 10%, а оптовые цены выросли на 20%. В мае-начале июня розничные цены на бензин превысили отметку в 43 рубля за литр. По мнению независимых игроков, налоговая политика властей делает бизнес АЗС нерентабельным, а меры государства по стабилизации рынка не работают.

"Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа", - заявил "Царьграду" глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов, указав, что вертикально интегрированные нефтяные компании не заинтересованы в покупке небольших автозаправочных станций.

В НТС подсчитали, что российский бюджет из-за волны банкротств на рынке может недополучить 165 млн рублей. По оценкам экспертов, чтобы бизнес независимых компаний перестал быть убыточным, оптовая стоимость бензина должна снизиться на 4-5 тыс. рублей за тонну. По словам Баженова, государство может отпустить розничные цены, взяв при этом на себя ответственность за предложение на оптовом рынке.

"Ситуация критическая, счет времени идет на часы, в регионах независимые АЗС уже начали закрываться. Необходимы срочные меры!" - говорится в сообщении НТС. При этом топливный союз предупреждает: в случае окончательной монополизации рынка цены на бензин в розничном сегменте могут вырасти до 100 рублей за литр в течение этого года. 

Слухи сильно преувеличены?

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник назвал предложение НТС о выкупе государством заправок "нереальным сценарием". Да, розницу на 60% формируют независимые заправочные станции, то есть речь идет о двух третях рынка, признал он в беседе с "Царьградом".

"Я не думаю, что проблема стоит столь остро и речь идет о банкротствах, - указал Пасечник. – Напротив, мы видим, что многие компании, например, Shell, развивают сети, реализуя купленное на бирже топливо. Если это было бы невыгодно, мы не наблюдали бы динамику роста АЗС в России".

"Удивительно, но часто цены независимых производителей и цены вертикально-интегрированных компаний в сетях созвучны", - подчеркнул аналитик. При этом он признал, что топливо независимых АЗС действительно стало дороже, поскольку крупные компании "перенесли центр прибыли в опт".

Олигополия незыблема?

По словам аналитика, оценивая ситуацию на рынке, нужно смотреть не на отдельных игроков, а на отрасль в целом. Несмотря на наличие 60% независимых участников топливного рынка, розничный рынок считается олигопольным, где доминируют несколько вертикальных холдингов, указал эксперт. Именно они, подчеркнул А.Пасечник, задают ценовые параметры всей отрасли. При этом оптовый сегмент также находится под контролем крупных игроков.

"Биржевая торговля у нас посредственна, масштабы торгов не те, чтобы говорить о конкурентном рынке", - сказал аналитик. При этом нефтекомпании выполняют и даже перевыполняют рекомендации ФАС по объемам продаж бензина и дизельного топлива на рынке (10% от общих продаж для бензина и 5% - для дизельного топлива, - ред.), подчеркнул собеседник "Царьграда".

Правда, речь может идти и о "псевдобиржевой" торговле, не исключил господин Пасечник. На биржах тоже случаются сделки с личной заинтересованностью, и возникают непрозрачные ситуации, отметил аналитик, уточнив, что это все укладывается в юридическое поле.

"Олигополия незыблема. Никаких предложений по стабилизации рынка, кроме сложной акцизной политики, которая с 2019 года вновь станет прогрессивной, в настоящий момент нет", - отметил он. По словам аналитика, нынешняя пауза в реализации налогового маневра вызвана необходимостью сдерживания розничных цен, но что будет дальше, сказать сложно.

Фискальное ускорение цен

Налоговый маневр в любом случае предполагает стимулирование роста цен на внутреннем рынке, сказал А.Пасечник. Аналитик также указал на необходимость дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающих заводов. "Хотя основные циклы завершены, глубина переработки будет расти", - уточнил он. Государство предусмотрело в рамках маневра субсидии для отдельных НПЗ, удаленных от экспортных рынков, и учло инвестиционные планы компаний по нефтепереработке, подчеркнул он.

"Из тех 1,6 трлн рублей, которые даст налоговая реформа, 20% уйдет на стимулирующие меры для НПЗ", - считает Пасечник.

В текущих условиях остановить и тем более понизить стоимость топлива не представляется возможным, сказал Павел Баженов в эфире "Царьграда". После покупки крупных партий топлива к ним "прилипает" логистика, распространение в розницу и другие наценки, которые закономерно не делают бензин дешевле.

"Какое-то сдерживание цен может принести свой результат, но впоследствии оно приводит к новым, более страшным проблемам", - отметил Баженов, добавив, что системные рычаги управления рынком имеются у власти. "Начнем с того, что в литре любого топлива, будь то бензин или дизель, около 60% - налоговая нагрузка, причем это налоги, которые напрямую сидят в цене. Это НДПИ, это акциз и это НДС", - заключил специалист.

По мнению Баженова, рост цен могла бы сдержать отмена акциза на топливо - традиционно этот налог регулировал опасную продукцию, например алкоголь или табак. "Но топливо - это кровь экономики, и нынешний рост цен на топливо мультипликативно скажется на росте цен на все в целом", - предупредил П.Баженов.

В свою очередь, Александр Пасечник считает, что в случае возникновения новых топливных кризисов, а они вовсе не исключены, властям "придется вновь прибегнуть к единственному, более-менее действенному механизму временного ручного управления".

Рынок ведет себя "по-джентельменски"?

В настоящий момент в бензиновой рознице действует "джентельменское соглашение" между властями и нефтяниками, которое позволило стабилизировать рынок. Напомним, что ранее Кабмин в обмен на снижение акцизов на бензин и дизтопливо взял с нефтекомпаний обещание зафиксировать цены на уровне 30 мая.

По данным Московской топливной ассоциации (МТА), средние цены бензина на автозаправочных станциях в Москве снизились на бензин Аи 92 до 42,28 рубля за литр, а на дизельное топливо – до 44,28 рубля. При этом в целом по России – Аи-92 подешевел до до 41,76 рубля, дизельное топливо стоит 44,44 рубля за литр. При этом в оптовом сегменте цены остались прежними, поскольку договоренность с властями этого рынка не касалась.

По мнению гендиректора агентства "Аналитика товарных рынков" Михаила Турукалова, цены снижаются за счет независимых АЗС, которые боятся потерять клиентов. Это вынужденная мера: даже падение стоимости бензина на бирже не позволяет независимым сетям АЗС работать с приемлемой рентабельностью, рассказал он "Ведомостям".

При этом, как отмечают аналитики, снижение стоимости бензина не продлится долго, новый виток роста может произойти уже в следующем году.

Господин Пасечник уверен, об охлаждении бензиновых цен, "кратно обогнавших инфляционные ожидания", говорить не приходится. "Замедлились темпы роста, а о снижении речи и не шло", - подчеркнул аналитик. По его словам, "новых органичителей пока нет", и перманентный рост цен на топливо продолжается.

Шаг навстречу потребителю

Цикл растущего топливного рынка неизменен уже 10 лет, указал А.Пасечник. При этом "никто не отказался от автомобилей, никаких тектонических сдвигов не происходит". А что касается реформ, то они всегда проходят "туго", особенно в таких чувствительных сегментах, подчеркнул эксперт.

По его словам, для сглаживания ситуации логично было бы увязать налоговый маневр, который в конечном итоге отражается на кармане потребителя, с корректировкой транспортного налога. Подобные предложения уже звучали во властных кругах.

"Транспортный налог должен быть более справедливым: кто больше ездит, тот больше платит. В обратном случае мы два раза стрижем одну овцу", -  подытожил эксперт.

Если бы власть дала послабления по транспортному налогу, этот справедливый шаг навстречу потребителю снизил бы напряжение, которое сложилось на топливном рынке и в обществе.  

Автор: Юлия Катенева

Источник: Царьград, 27.06.2018 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики