Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной маневр обеспечит выполнение майских указов президента Путина

Нефтяной маневр обеспечит выполнение майских указов президента Путина

Так называемый нефтяной налоговый маневр, связанный со снижением ставки экспортной пошлины, и повышением НДПИ, является мерой по обеспечению выполнения майских указов президента РФ Владимира Путина – считает старший преподаватель университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

В России меняется система налогооблажения нефтяной отрасли

Дело в том, что Государственная дума РФ приняла в первом чтении два законопроекта, которые внесены правительством РФ и которые связаны с реформированием системы взимания налогового бремени с отечественной нефтегазовой отрасли.

Первый законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс, а второй – в закон «О таможенном тарифе», причем эти инициативы предполагают снижение ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля и одновременное равномерное повышение НДПИ, т.е. налога на добычу полезных ископаемых, на добычу нефти и газового кондексата. 

Эти меры уже согласованы между правительством и отраслевыми комитетами Государственной думы РФ, поэтому очевидно, что они будут приняты низшей палатой Российского парламента и вступят в законную силу с 1 января 2019 года.

«Все эти меры призваны для пополнения федерального бюджета, поскольку изначальной идеей здесь является взимание полного объема нефтяной ренты. Просто законодатели хотят, чтобы наше государство получало доход полностью, т.е. со всей выработки со скважины, поскольку раньше здесь существовало два принципиально разных этапа», - констатирует Юшков

Это решение изменит ситуацию на внутреннем рынке нефти

Раньше нефтяные компании платили НДПИ с тех объемов нефти, которую они добыли, а затем, в случае ее экспорта за границу, данные структуры выплачивали и экспортную пошлину. Так что, нефть для внутреннего потребления облагалась меньшим объемом налогов, что на деле являлось серьезным стимулом развития нефтеперерабатывающего производства на территории России.

«В результате, нефть для российских НПЗ стоила дешевле, чем тот продукт, который отправлялся на экспорт. Просто из-за того, что на внутренние объемы потребления не распространялась экспортная пошлина», - резюмирует Юшков.

Теперь ситуация меняется, поскольку экспортная пошлина за шесть лет должна быть полностью ликвидирована, а все объемы нефти будут облагаться стандартной ставкой НДПИ. Естественно, это окажет определенное давление на внутренний рынок, что видно хотя бы по той ситуации, которая связана с повышением цен на бензин в последние месяцы текущего года.

«Все это наполнит федеральный бюджет, но с другой стороны российские нефтяные компании не будут заинтересованы в развитии внутреннего потребления, поскольку на внешнем рынке цена на нефть существенно выше», - заключает Юшков

Правительство думает, как быть с «налоговым маневром»

Просто сегодня мы живем не в рамках социалистической модели, где предприятия без сопротивления выполняли подобные решения правительства, когда с одной стороны повышается их норма по передаче выплат государству, а с другой – не меняется внутренняя цена на бензин, т.е. на конечную продукцию. Сейчас купировать все эти тенденции правительству РФ будет очень сложно.

«Из-за этих изменений подорожает нефть для внутреннего потребления, а вместе с ней бензин и дизельное топливо. И вот здесь это является основной проблемой, что мы и видели по нашей весенней ситуации», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, в правительстве РФ сейчас думают, как произвести данный налоговый маневр так, чтобы это критически не сказалось на уровне внутренних цен на топливо. Одной из таких идей является прямое субсидирование государством отечественных нефтеперерабатывающих заводов, чтобы те, благодаря прямым выплатам государства, не повышали цены на свою продукцию.

«Обсуждается вопрос, кому давать такие льготы – тем НПЗ, у кого хорошее качество топлива, или тем компаниям, которые на сегодня подпали под санкции, или вообще определить адресаты каким-то иным путем», - резюмирует Юшков

В этом вопросе важен фактор Белоруссии

Это принципиально важный вопрос, где идет столкновение интересов очень многих игроков отечественного нефтяного рынка, и здесь правительству РФ будет сложно принять конечное решение из-за целого ряда объективных обстоятельств.

Например, если дать льготы всем отечественным НПЗ, то сразу возникнет вопрос, зачем проводится налоговый манер, поскольку такие субсидии перечеркивают весь смысл данного законодательного решения.

«Кроме того, здесь возникает международная проблема в лице Белоруссии. Ведь данное государство сейчас пользуется тем моментом, что внутри Евразийского союза нефть дешевая, из-за чего Минск закупает ее активно для последующей переработки в бензин и другие нефтепродукты, а затем уже без нашей пошлины продает данное топливо за рубеж с большой выгодой», - заключает Юшков.

Это следствие того, что в Белоруссии при СССР из-за близости данной советской республики к Европе было построено большое количество НПЗ для того, чтобы производить там переработанное топливо и продавать его за границу. 

«Из-за этого каждый баррель нефти доставался Белоруссии на десять долларов дешевле тех энергоресурсов, которые продавали на экспорт отечественные нефтяные компании, и это очень серьезный бонус», - констатирует Юшков.

Данный вопрос является предметом постоянных споров между Москвой и Минском, а введение в России новой системы НДПИ только усугубит эту проблему, учитывая достаточно специфическую позицию правительства Республики Беларусь.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 05.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики