Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной маневр обеспечит выполнение майских указов президента Путина

Нефтяной маневр обеспечит выполнение майских указов президента Путина

Так называемый нефтяной налоговый маневр, связанный со снижением ставки экспортной пошлины, и повышением НДПИ, является мерой по обеспечению выполнения майских указов президента РФ Владимира Путина – считает старший преподаватель университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

В России меняется система налогооблажения нефтяной отрасли

Дело в том, что Государственная дума РФ приняла в первом чтении два законопроекта, которые внесены правительством РФ и которые связаны с реформированием системы взимания налогового бремени с отечественной нефтегазовой отрасли.

Первый законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс, а второй – в закон «О таможенном тарифе», причем эти инициативы предполагают снижение ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля и одновременное равномерное повышение НДПИ, т.е. налога на добычу полезных ископаемых, на добычу нефти и газового кондексата. 

Эти меры уже согласованы между правительством и отраслевыми комитетами Государственной думы РФ, поэтому очевидно, что они будут приняты низшей палатой Российского парламента и вступят в законную силу с 1 января 2019 года.

«Все эти меры призваны для пополнения федерального бюджета, поскольку изначальной идеей здесь является взимание полного объема нефтяной ренты. Просто законодатели хотят, чтобы наше государство получало доход полностью, т.е. со всей выработки со скважины, поскольку раньше здесь существовало два принципиально разных этапа», - констатирует Юшков

Это решение изменит ситуацию на внутреннем рынке нефти

Раньше нефтяные компании платили НДПИ с тех объемов нефти, которую они добыли, а затем, в случае ее экспорта за границу, данные структуры выплачивали и экспортную пошлину. Так что, нефть для внутреннего потребления облагалась меньшим объемом налогов, что на деле являлось серьезным стимулом развития нефтеперерабатывающего производства на территории России.

«В результате, нефть для российских НПЗ стоила дешевле, чем тот продукт, который отправлялся на экспорт. Просто из-за того, что на внутренние объемы потребления не распространялась экспортная пошлина», - резюмирует Юшков.

Теперь ситуация меняется, поскольку экспортная пошлина за шесть лет должна быть полностью ликвидирована, а все объемы нефти будут облагаться стандартной ставкой НДПИ. Естественно, это окажет определенное давление на внутренний рынок, что видно хотя бы по той ситуации, которая связана с повышением цен на бензин в последние месяцы текущего года.

«Все это наполнит федеральный бюджет, но с другой стороны российские нефтяные компании не будут заинтересованы в развитии внутреннего потребления, поскольку на внешнем рынке цена на нефть существенно выше», - заключает Юшков

Правительство думает, как быть с «налоговым маневром»

Просто сегодня мы живем не в рамках социалистической модели, где предприятия без сопротивления выполняли подобные решения правительства, когда с одной стороны повышается их норма по передаче выплат государству, а с другой – не меняется внутренняя цена на бензин, т.е. на конечную продукцию. Сейчас купировать все эти тенденции правительству РФ будет очень сложно.

«Из-за этих изменений подорожает нефть для внутреннего потребления, а вместе с ней бензин и дизельное топливо. И вот здесь это является основной проблемой, что мы и видели по нашей весенней ситуации», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, в правительстве РФ сейчас думают, как произвести данный налоговый маневр так, чтобы это критически не сказалось на уровне внутренних цен на топливо. Одной из таких идей является прямое субсидирование государством отечественных нефтеперерабатывающих заводов, чтобы те, благодаря прямым выплатам государства, не повышали цены на свою продукцию.

«Обсуждается вопрос, кому давать такие льготы – тем НПЗ, у кого хорошее качество топлива, или тем компаниям, которые на сегодня подпали под санкции, или вообще определить адресаты каким-то иным путем», - резюмирует Юшков

В этом вопросе важен фактор Белоруссии

Это принципиально важный вопрос, где идет столкновение интересов очень многих игроков отечественного нефтяного рынка, и здесь правительству РФ будет сложно принять конечное решение из-за целого ряда объективных обстоятельств.

Например, если дать льготы всем отечественным НПЗ, то сразу возникнет вопрос, зачем проводится налоговый манер, поскольку такие субсидии перечеркивают весь смысл данного законодательного решения.

«Кроме того, здесь возникает международная проблема в лице Белоруссии. Ведь данное государство сейчас пользуется тем моментом, что внутри Евразийского союза нефть дешевая, из-за чего Минск закупает ее активно для последующей переработки в бензин и другие нефтепродукты, а затем уже без нашей пошлины продает данное топливо за рубеж с большой выгодой», - заключает Юшков.

Это следствие того, что в Белоруссии при СССР из-за близости данной советской республики к Европе было построено большое количество НПЗ для того, чтобы производить там переработанное топливо и продавать его за границу. 

«Из-за этого каждый баррель нефти доставался Белоруссии на десять долларов дешевле тех энергоресурсов, которые продавали на экспорт отечественные нефтяные компании, и это очень серьезный бонус», - констатирует Юшков.

Данный вопрос является предметом постоянных споров между Москвой и Минском, а введение в России новой системы НДПИ только усугубит эту проблему, учитывая достаточно специфическую позицию правительства Республики Беларусь.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 05.07.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики