Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Миллиарды Ротенбергов и Тимченко

Миллиарды Ротенбергов и Тимченко

Когда речь идет о подрядчиках «Газпрома», важны не только астрономические цифры, но и их интерпретация

Одна из линий напряжения в отношениях между Россией и европейскими странами, кроме геополитики и вытекающей из нее войны санкций, — ​это перспективы строительства газопровода «Северный поток‑2». Как и в случае с первым «потоком», политические риски не останавливают собственно процесс строительства и, соответственно, освоения выделенных на него бюджетов «Газпрома». Этот сюжет был одним из важных элементов скандального доклада аналитика Сбербанка Алекса Фэка, который после релиза документа был уволен, а Герман Греф принес публичные извинения крупнейшим подрядчикам «Газпрома», в том числе Геннадию Тимченко и братьям Ротенбергам. А тут еще подоспели новости о том, что стоимость строительства компрессорной станции «Славянская» (отправной пункт «Северного потока‑2»), которое ведет «Стройгазмонтаж» Ротенбергов, вдруг выросла с 826 миллионов рублей до 19,1 миллиарда. Получается, зря извинялись? 

Цифры, конечно, вещь упрямая и наглядная, но интерпретировать их нужно корректно. Увеличилась ли сумма, которую «Газпром» заплатит компании Ротенбергов за КС «Славянская»? Да, в 23 с лишним раза. Но почему?

Если внимательно изучить конкурсную документацию, то становится очевидно, что 826 миллионов — ​это цена первого лота, тендер по которому проходил раньше. А 19,1 миллиарда — ​это цена всего объекта. Нельзя же, в самом деле, сравнивать часть и целое. А вот подобное с подобным можно и необходимо. «Славянская» обойдется «Газпрому» дешевле, чем сопоставимая с ней КС «Портовая», которую строит для «Северного потока‑1» компания «Петон».

«Стоимость строительства уникальной компрессорной станции, которая должна обеспечить транспортировку 60 млрд кубометров газа на расстояние более 1200 км по морю, не могла составлять 13 миллионов долларов, — ​подчеркивает в разговоре с «Новой газетой» Алексей Гривач, заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности. — ​Обычная КС на каждые 100 км трассы стоит около 100 миллионов долларов. «Славянская» будет в несколько раз превосходить по мощности обычную компрессорку. Очевидно, что первоначальный контракт мог затрагивать лишь очень небольшую часть работ».

Кто, если не они?

Круг крупнейших подрядчиков «Газпрома» в России крайне ограничен. Насколько это влияет на качество и цены? Может ли «Газпром», к примеру, обойтись без Ротенбергов? «Новая» обсудила эту проблему с экспертами.

«Стройгазмонтаж» — ​одна из немногих компаний, имеющих практический опыт реализации проектов «Газпрома» под ключ», — ​отмечает Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции РАНХ и ГС при президенте РФ. По словам эксперта, «рынок подрядчиков, имеющих практический опыт ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры трубопроводного транспорта, достаточно узкий в России, среди них можно выделить «Стройтранснефтегаз», «Стройгазконсалтинг», «Стройтрансгаз», «Спецстройсервис», «Велесстрой» и др.».

«Рынок крупных подрядчиков, способных реализовывать такие проекты, ограничен. «Стройгазмонтаж» не единственный, но один из немногих», — ​соглашается Алексей Гривач.

Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy отмечает, что в случае реализации действительно крупных проектов большого выбора подрядчиков у «Газпрома» нет: «Это три компании Тимченко и Ротенберга. По крупным проектам точно только они». (О причинах низкого уровня конкуренции в России, особенно при реализации мегапроектов — в комментарии Алексея Полухина. — Ред.) При этом, как говорит Крутихин, «если бы была возможность привлечь иностранные компании, то они с удовольствием бы приняли участие в тендерах на крупнейшие проекты».

В условиях санкционного противостояния с Западом это едва ли возможно. К тому же далеко не факт, что привлечение иностранных подрядчиков гарантирует снижение стоимости проекта. Во многих случаях «Газпром» переплачивает за свои трубы. Но не всегда.

«Сравнивать довольно сложно, потому что многие российские проекты не имеют аналогов в мире, — ​предупреждает Алексей Гривач. — ​Кстати, исходя из раскрытия информации о стоимости строительства газопровода «Грязовец — ​КС Славянская», 1546 км линейной части и 3 компрессорных станции стоят 478 млрд рублей в ценах на 1 января 2015 года. В пересчете получается 5,2 млн долларов на 1 км с учетом компрессорных станций. Например, 1 км трубопровода ТАНАП в Турции стоил 6,4 млн долларов на 1 км. Расширение системы газопроводов NTGL в Канаде — ​5,7 млн долларов на 1 км при меньшей пропускной способности».

Кстати, как следует из ответа официального представителя «Стройгазмонтажа», эта компания, вопреки сложившемуся стереотипу, не всегда выигрывает тендеры: ООО «СГМ» принимает участие в конкурсных процедурах наравне с другими крупными генподрядными компаниями. Например, в период с 2015 года по 2018-й компания на общих основаниях принимала участие и не была признана победителем в 193 закупках на сумму, превышающую 73 млрд рублей, еще 46 закупок с участием ООО «СГМ» были отменены организаторами».

При этом, несмотря на ограниченность конкуренции, ценообразование на рынке определяет «Газпром», а не его подрядчики.

«У «Газпрома» есть специальное под­разделение, возглавляемое Михаилом Сироткиным, которое занимается снижением стоимости, — ​объясняет Михаил Крутихин. — ​Если это крупный проект, то сначала оставляется обоснование инвестиций. Прикидывают, сколько стоит та или иная работа, наводят справки у возможных поставщиков, сравнивают. К обоснованию инвестиций прилагаются справки от потенциальных поставщиков, сколько это будет стоить. Именно таким образом выводится смета. Потом, когда размещаются контракты, подрядчик доказывает, что ему нужно больше, а иногда и снижает цену».

Жизнь бывших

Масштабы бизнеса ООО «СГМ» велики, и работа в этой компании действительно позволяет получать очень большие деньги. И даже — ​заработать их и выйти из бизнеса Ротенбергов, как это сделал, например, бывший гендиректор «Стройгазмонтажа» Руслан Горюхин, личность которого неоднократно вызывала интерес у прессы. Про новостройку на Николиной Горе на месте пансионата «Зеленый Бор» недавно писал Центр управления расследованиями. Также Горюхин строит элитные особняки. Об одном из них, «Объекте ноль» в «Горках‑2», «Новая газета» рассказывала еще в феврале 2017 года (№ 15). Магия имени, конечно, сильна, но если оценивать ситуацию рационально, то возникает вопрос: чего бы ради Ротенберги при их-то легальных доходах и прочном положении в российской элите стали жить на чужой жилплощади. Им и своей хватает, а мало будет, еще построят. Сам Горюхин в интервью подчеркивает, что больше не связан с Ротенбергами. Это отмечают и опрошенные «Новой» эксперты. Горюхин живет в свое удовольствие. Например, среди его активов — ​частный стрелковый клуб «Импульс».

Понятно, что рынок подрядных услуг для крупнейших госкомпаний действительно очень узкий и нуждается в публичном контроле. Но он должен быть профессиональным и неангажированным. «Новая газета», со своей стороны, продолжит изучать этот рынок и его игроков. Кстати, сейчас ООО «СГМ» возглавляет Сергеей Гараев. Будем с интересом наблюдать за его карьерным ростом.

СПРАВКА «НОВОЙ»

С момента создания в 2008 году компанией «Стройгазмонтаж» построено более 7 тысяч км магистральных газопроводов (почти 40% от всего объема строительства «Газпрома» за этот период), 45 компрессорных станций (65% от всего объема), более 16 тысяч км распределительных газопроводов (65% от всего объема), произведен капитальный ремонт более 4 тысяч км магистральных газопроводов (около 30% от всего объема).

ООО «СГМ», в частности, строило объекты к знаковым событиям, в частности газопровод «Джубга—Лазаревское— Сочи» к зимней Олимпиаде 2014 года и газопровод «Сахалин— Хабаровск—Владивосток» (включая ветку на остров Русский к саммиту АТЭС).

В настоящее время «Стройгазмонтаж» принимает участие в строительстве газопроводов «Сила Сибири», «Ухта–Торжок, II нитка», «СЕГ III, IV нитки», КС «Славянская». Крупный проект, не связанный с прокладкой магистральных труб — ​обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Генеральным директором компании является Сергей Гараев. 

Автор: Руслан Хисанов

Источник: Новая газета, 08.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики