Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рискованный маневр. Сможет ли правительство наполнить бюджет и не придавить налогами нефтянку

Рискованный маневр. Сможет ли правительство наполнить бюджет и не придавить налогами нефтянку

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. По разным оценкам, это принесет бюджету от 1,1 до 1,6 трлн рублей за 6 лет. Деньги возьмут из кармана нефтяников, налоговая нагрузка на которых серьезно вырастет. Что будет с нефтяной отраслью, а вместе с ней и с ценами на автомобильное топливо, – в материале «ФедералПресс».

Шесть лет до ноля

Налоговый маневр, означающий снижение экспортной пошлины на нефть и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), планируется завершить в течение шести лет. Для этого с 1 января 2019 года экспортная пошлина, которая сейчас составляет 30 %, будет ежегодно сокращаться на 5 % пока не достигнет нулевой отметки. Пропорционально этому будет расти НДПИ.

Налоговый маневр идет уже несколько лет, и важный момент здесь заключается в том, что его последствия ощущают на себе не только нефтяники, но и множество россиян, обладающих собственным автомобилем. Именно высокая налоговая нагрузка, вызванная в том числе и вышеуказанным маневром, по мнению экспертов, стала причиной майского скачка цен на нефть. В результате правительству пришлось принимать экстренные меры и снизить с 1 июня акцизы на бензин и дизельное топливо.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отмечает, что стране необходим механизм для защиты внутренних цен на топливо. «На сегодняшний день из-за роста цен на нефть у нас экспортный паритет (выгода от поставки за рубеж) выше внутренних цен. Естественно, это давит на всю деятельность нефтяных компаний. Хочешь не хочешь, но они отправляют товар туда, где цена на него выше, – отмечает он. – Но внутренний рынок, наоборот, должен иметь премию по отношению к внешнему, как раньше всегда и было. Были некие рычаги, которые поддерживали внутренние цены на премиальном уровне к внешним. Сейчас они, к сожалению, утеряны».

Акцизы остановят цены

В этот раз при завершении налогового маневра власти хотят избежать прежних ошибок и заложить механизм сдерживания внутренних цен. Особенно учитывая, что обнуление пошлин лишит нефтепереработку так называемой таможенной субсидии и уменьшит ее доходы. В качестве механизма сдерживания предлагается обратный акциз на нефть для НПЗ, который удешевит закупки сырья и будет стимулировать нефтепереработку. Получателями акциза смогут стать заводы, выпускающие бензин и дизельное топливо класса Евро-5 и поставляющие на внутренний рынок не менее 10 % производимого объема. К ним могут добавить заводы, которые попали под западные санкции, и независимые НПЗ, обязующиеся модернизировать свое производство в течение нескольких лет.

Помимо этого, возможно появление дополнительного плавающего акциза на нефтепродукты, который будет учитывать выгодность экспорта. А заводы, расположенные далеко от границ и экспортных рынков, могут получить дополнительную льготу, размер которой будет зависеть от удаленности предприятия от внешнего рынка. Эта инициатива может коснуться, в частности, предприятий, расположенных в Поволжье, на Урале и в Сибири.

Старший аналитик Альпари Анна Бодрова уверена, что льготы для нефтеперерабатывающих заводов нужны обязательно. «Многие из них работают на грани рентабельности. Сказки о том, что нефтяной бизнес – золотая жила, давно устарели и стали неактуальны из-за огромного количества сторонних расходов и финансового бремени на нефтяников», – отмечает она.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что способность акцизов сдержать внутренние цены на топливо будет зависеть в том числе от уровня мировых цен на нефть. «Смотря какие будут цены на сырье за периметром и от разрывов между экспортной ценой продажи топлива и внутренней, – отмечает он. – Все равно предельный уровень компенсации обрисован, и если разрывы будут составлять, как было порой, до 6 тыс. рублей на тонну, то эту сумму компания все равно не получит, максимум половину».

Выдержит ли отрасль?

Заместитель министра финансов Илья Трунин, выступая в Госдуме, заверил, что в выигрыше останутся и бюджет, и НПЗ, и автолюбители. «Завершение налогового маневра позволит мобилизовать на ближайший шестилетний период в федеральный бюджет базовый доход порядка 1,1 трлн рублей и значительно повысить эффективность нефтепереработки при минимизации влияния на цены на внутреннем рынке на бензин и дизель», – сказал Трунин, которого цитирует ТАСС.

Между тем в самой Думе не уверены, что все будет так гладко. За несколько дней до первых слушаний ее аппарат объявил тендер на проведение исследования, которое должно обозначить будущее нефтеперерабатывающей отрасли после изменений налогового режима. В тендерных документах, которые приводит Агентство нефтегазовой информации со ссылкой на «РИА Новости», говорится о замедлении темпов модернизации НПЗ, негативном влиянии колебания цен на нефть и меняющегося налогового и таможенного режимов, а также необходимости снижения удельной налоговой нагрузки на тонну добываемой нефти. Иначе уже в среднесрочной перспективе можно получить сокращение добычи нефти и сжатие налоговой базы.

Растущие цены

Анна Бодрова считает, что завершение налогового маневра для нефтяного сектора поднимет цены на бензин, что станет следствием запуска целой цепи взаимосвязанных факторов. «Нефтяники просто переложат вернувшуюся к ним финансовую нагрузку на потребителя, и сделать с этим почти ничего нельзя, – отмечает она. – Не думаю, что предложенные меры действительно перезапустят нефтяной рынок в России. Этого недостаточно – заменить один механизм другим. Для того чтобы начался качественный рост, нужно, чтобы все звенья цепи работали исправно и с интересом».

Александр Пасечник отмечает, что ожидание роста цен на бензин вполне естественно, и обнуление пошлин будет одной из главных составляющих, «обеспечивающих индексацию внутренних цен на топливо». Вместе с тем он полагает, что шестилетний период завершения маневра может несколько смягчить ситуацию. «Тем более в законопроекте есть поправки по нефтепереработке, которая за счет различных схем в акцизной политике может выиграть порядка 350 млрд рублей, – отмечает он. – Здесь надо учитывать баланс бюджетных интересов и интересов нефтяной промышленности. Чтобы мы не повредили перегибами отрасли, которая приносит в бюджет значительную часть доходов».

По словам эксперта, вводя компенсации за счет акцизов, правительство отчасти учитывает замечания нефтепереработчиков, но в любом случае налоговая нагрузка на нефтянку за счет налогового маневра только возрастет. Что касается нефтепереработки, по мнению Александра Пасечника, налоговый маневр может замедлить процесс повышения глубины переработки. «В целом основные циклы по переходу на топлива более высоких экологических классов по всем ВИНК завершился. Но модернизацию НПЗ налоговый маневр может и замедлить, ведь это вопрос инвестиций», – сказал он. 

Автор: Михаил Калмацкий

Источник: ФедералПресс, 06.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики